Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых

В Национальной художественной галерее в Софии до 11 июня проходит выставка «Основоположники болгарской фотографии: Карастояновы». На ней представлены более 300 фотографий семьи, которая документировала историю Болгарии в течение ста лет.

Основные партнеры по проекту – Роберт и Нели Гибсон, Государственное агентство «Архивы», Национальная библиотека и Институт истории при Болгарской академии наук. Куратор выставки Иво Хаджимишев уточнил, почему эта выставка посвящена семье Карастояновых:

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых

«Действительно, такое уточнение необходимо. Хотя мы жили при другой социальной системе накануне Русско-турецкой освободительной войны, в большинстве крупных городов тогда стала распространяться фотография. Если сравнивать самые ранние фотографии выставки с лучшими образцами американской, английской и французской фотографии того времени, то наши изображения ни в чем не уступают. Разница в том, что именно они запечатлевали. Карастояновы были радетелями свободы Болгарии. Анастас открыл для себя фотографию, благодаря соотечественнику – управляющему во дворце князя Обреновича. Там было организовано фотоателье, через которое прошли все видные болгары – Левски, Раковски, личности, которые связаны с попытками Болгарии освободиться и стать самостоятельным государством. То, что было отличительным для Карастояновых, – то, что перед их фотообъективом и камерой проходили основные фигуры болгарского Возрождения».

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых
Сознательным выбором или судьбой стала фотография для этой семьи?

«Для первого члена семьи Карастояновых, связанного с фотографией – Анастаса, это была судьба. Он был сыном первого книгоиздателя в Болгарии – Николы Карастоянова из Самокова. Они были печатниками и гравировщиками. Многие первые болгарские книги вышли в их типографии. Молодого Анастаса отец отправил в Белград купить новый комплект типографских литер. Товар, который был приготовлен для отправки в Самоков, был смятен при бунте на площади против турецкого гарнизона. Тогда Анастаса и свела судьба с соотечественником, который посвятил его в тайны фотографии. Как наборщик в типографии он разбирался в изображении и композиции. Это помогло ему, чтобы быстро овладеть искусством фотографии».

Каков вклад семьи Карастояновых в документирование исторических событий?

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых

«Историки фотографии признают, что Анастас сделал первые репортажные фотографии на Балканах. Он вынес студийный аппарат на площадь и снял манифестацию, которой отмечалось 50-летие первого сербского восстания против османов. Его следующая фотография изображала Белградскую крепость. При наших цифровых камерах мы не можем приблизиться к атмосфере фотографии 1862 года. Когда началась Русско-турецкая война, Анастас и его сын Иван участвовали в документировании военных действий. Из этих стеклянных негативов ни одно изображение не сохранилось. Во время англо-американских бомбардировок Софии бомба упала на ателье Ивана, и весь архив был уничтожен».

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых
Какова заслуга Бончо Карастоянова в развитии кинематографии?

«Карастояновы были образованными людьми. Они посещали самые прогрессивные учебные заведения в Германии и Франции. И Бончо, и Божидар умели работать с кинокамерой. Очень часто, в 40-е годы прошлого века они снимали крупные события, например, присоединение Южной Добруджи к Болгарии. Есть кинокадры, которые хранятся в национальной кинотеке. Бончо участвовал в съемках нескольких художественных фильмов в Болгарии, в конце 30-х годов. Работал и над документальными фильмами. Был оператором первых художественных фильмов после 1944 года Государственной кинематографии. Благодаря своим знаниям, стал преподавателем училища для средних кадров для кинематографии. Был одним из пионеров болгарской кинематографии. Семья Карастояновых имеет огромный вклад в создание визуальной исторической памяти Болгарии в течение более века».

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых
А каким был житейский путь Божидара – «художника-фотографа», единственного, кто снял свадьбу царя Бориса и царицы Иоанны в Ассизи?

«Его судьба исключительно интересна. После 9.09.1944 года, пока его брат снимал «Под игом», «Будь счастлива, Ани», Божидар должен был покинуть Софию как наказание. Причина была в том, что перед и во время Второй мировой войны, Болгарское телеграфное агентство не имело фотоотдела. Когда Болгария присоединилась к Тройственному пакту Рим-Берлин-Токио, немецкая военная пропаганда нуждалась в демонстрации успехов. Из их информационного агентства присылали специальные негативы, которые Божидар обрабатывал в своей лаборатории для болгарской прессы».

Иво Хаджимишев дополнил, что у Божидара есть правнучка, которая идет по стопам своих предков и в рамках проекта сняла о них документальный фильм.

Память Болгарии в фотообъективе трех поколений Карастояновых


Перевод Елены Паскаловой

Фото предоставлены Биляной Карастояновой

Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх