Печальная судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизма
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Двое молодых искусствоведов поставили себе целью в этом году направить внимание общества на промышленную архитектуру со времен болгарского модернизма. Его наследие, воздвигнутое в период между двумя мировыми войнами, сегодня рушится, «самовозгорается» или сносится, не вызывая значимых общественных реакций сопротивления и гнева.
Модернизм проник в нашу страну благодаря европейским школам, в которых получали образование будущие болгарские архитекторы. Возвратившись в Болгарию, воспитанники авторитетных университетов создали не только образцовые общественные здания и дома, но и множество фабрик, железнодорожных сооружений, мостов, боен, отвечая на бурное развитие промышленности в Болгарии.
«Промышленная архитектура интересна и тем, что, посредством нее, проникли новейшие тенденции и строительные материалы, − рассказывает Васил Макаринов из фонда «Болгарский архитектурный модернизм». – Например, широкое использование стекла и бетона для выполнения сводчатых перекрытий зданий. Это, в сущности, продиктовано функциональными решениями – для того, чтобы производственный процесс на фабрике протекал нормально, необходимо большое пространство для расположения сооружений, как и хорошее осветление. Эти элементы нашли широкое применение также в гражданской архитектуре в период 20-40-х гг. прошлого века, несмотря на то, что до большой степени их проявление идентифицируется именно на промышленных объектах».
К сожалению, спустя недолгое время и о течении модернизма в болгарской промышленной архитектуре можно будет судить только по фотографиям, сделанным в первой половине прошлого века.
В конце прошлого года, по решению владельца, до оснований был разрушен железнодорожный завод в столице – исключительное здание арх. Панайота Калчева.
Все еще свежо воспоминание о сгоревших в 2016 году табачных складах в Пловдиве, ценные внутренние конструкции которых были потеряны навсегда, а в пожаре был обвинен бомж.
Рухнули навсегда или распадаются и многие другие здания в более крупных городах Болгарии. Почему это архитектурное наследие все реже воспринимается как ценность?
«Это довольно сложный для обсуждения вопрос, − отвечает Васил Макаринов. – С одной стороны, данные в разных реестрах показывают, что зданий со статусом культурной ценности в промышленной архитектуре не так уж и много, а, с другой стороны, не всегда этот статус успевает сохранить объекты. Нелицеприятным примером в этом отношении является почти разрушенное уже здание Сахарной фабрики в Софии.
Разумеется, здание имеет статус, но что из этого? Может быть, одним из лучших оружий для защиты этого архитектурного наследия является его восприятие в более широком смысле – вне юридического значения термина «культурная ценность». А именно, как объектов, носителей памяти хозяйственной истории и архитектуры страны с соответствующего периода».
Национальный институт недвижимого культурного наследия обязан следить за охраной зданий. «На практике, этого не происходит», − утверждает Васил Макаринов. Поэтому он и его единомышленник Теодор Караколев занялись просветительской кампанией о ценности зданий, аутентичный облик которых доказывает их преемственность с европейским искусством.
«Когда данный владелец поймет, что его здание имеет стоимость в оригинальном виде, он будет последним человеком, который посягнет на этот объект и, вероятно, предпримет шаги и по его сохранению, и чтобы он сам получил выгоду от этого», − верит искусствовед.
Он приводит пример с подобными постройками в Европе, превращенными в пространства для искусства, и призывает к неотложному вмешательству в ситуацию с бывшей муниципальной столичной бойней, если мы хотим спасти один из самых ярких образцов болгарского модернизма.
Перевод Десиславы Семковской
Источник: http://bnr.bg/