Росица Радева реставрирует народные костюмы и узнает интересные жизненные истории
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Время неумолимо разъедает их ткань, но если есть хоть одна нить, значит, будут живы и истории о радости, боли, счастье, горе, любви.
Каждая вещь – это целая история. В этом убеждена художница Росица Радева, занимающаяся реставрацией болгарских народных костюмов. Она возвращает им первичную красоту и с каждым стежком и орнаментом ей передаются эмоции, вложенные в эту одежду. Так, например, за работой над поневой одной женщины из г. Чепеларе, она проживает ее необычную жизнь, познавшую трагичную любовь.
«Ее звали Златой. В 1914 году она вышла замуж и попала в дом рода Калайджиевых, – рассказала Росица Радева. – Как и все девушки, долгими зимними вечерами, когда нет другой работы, она шила свадебный наряд. А через год после венчания, во время войны в Македонии пуля забрала жизнь ее любимого мужа. Злата осталась вдовой с маленьким сыном на руках. А он, когда вырастет, станет народным учителем и основателем знаменитого музыкального коллектива «10 каба-волынок». И когда в селе произносили слово «Учитель», то все знали, что речь идет об учителе с большой буквы - сыне Златы из семьи Калайджиевых. Сама Злата, чтобы не вынудили ее снова отправиться под венец, взяла в руки ножницы и разрезала сверху донизу свой свадебный наряд. Дело в том, что согласно поверью, именно по нему ее узнает супруг, когда она вознесется на небо».
Историю о Злате из Чепеларе мастерице рассказал Николай Калайджиев, который принес ей в ателье поневу своей прапратети. «Вот так за реставрацией одной такой вещи, сохранившейся до наших дней, мы узнаем много житейских судеб», – поделилась Росица Радева.
Будучи художником и реставратором, она случайно обнаружила для себя еще одно призвание. Как-то раз к ней обратилась женщина с просьбой восстановить детский народный костюм (болг. – литак), на котором не осталось практически никаких металлических пластин (болг. – лотурки). Чтобы не брать их с женского костюма, уничтожая тем самым вещь, Росица несколько месяцев подряд искала мастера, который с помощью лазера вырезал бы недостающие элементы. Ведь настоящий реставратор дает вторую жизнь одежде, используя только подлинные материалы.
«Я все делаю вручную, как в старину, поскольку моего вмешательства не должно быть видно, – говорит Росица Радева. – Так я соблюдаю этикет реставрационной науки: то, что восстанавливается, должно быть реверсивным, т.е., если когда-нибудь я найду материалы получше, то должна суметь расшить все,что было сделано ранее. Именно таков один из принципов реставрации, придерживаясь которого я стараюсь вывести реставрацию одежды на более высокий уровень, чем просто ремесленное мастерство».
Самая старая женская одежда, которой мастер подарила новую жизнь, датирована началом прошлого века. То, что к ней не обращаются с просьбой обновить мужской народный костюм, Росица Радева объясняет тем фактом, что в старину главу семьи хоронили в праздничном наряде. Как в прошлом, так и в наши дни, аутентичный народный костюм всегда обязывал человека относиться к нему с трепетом, считает еще Росица Радева:
«Традиционный народный костюм наделен другой энергией и неминуемо оказывает влияние на человека, который его надевает. Я это чувствую по себе. Поэтому мне хотелось бы верить, что облачаясь в такую одежду, люди преображаются и подавляют свою внутреннюю агрессию. Я убеждена, что каждый костюм попал ко мне неслучайно, а был послан кем-то свыше. Просто если человек верит в добро, то окружающий мир обязательно отвечает тем же».
Перевод Снежаны НикифоровойФото: личный архив
Источник: http://bnr.bg/