Сакральный мир Лики Янко
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Акцентом культурной жизни Софии в течение последних нескольких недель является творчество художницы Лики Янко. Наряду с ее известными произведениями, в выставочных залах галерей «Лоранъ» и «Контраст» представлены и неизвестные публике работы, а Национальная галерея «Квадрат 500» до 9 февраля 2020 г., посредством мультимедийных технологий и специального освещения, показывает ее малоизвестные рисунки. Частью мероприятий стала и премьера книги «Лика Янко. Общение с сакральным» искусствоведа Красимира Илиева, по оценке которого, «пора узнать больше об этом творце». Это вторая книга, посвященная художнице после монографии проф. Димитра Аврамова.
«Чем больше пишут о данном авторе, тем больше разных точек зрения на его творчество, − пояснил Илиев. – Исследование проф. Аврамова бесспорно очень ценно, но он не рассматривает ее произведения в хронологическом порядке, что важно для того, чтобы понять ее развитие как художника. Проф. Аврамов лично был знаком с Ликой Янко и у него было больше опорных точек. В своем исследовании он пишет, что она поступила в Академию художеств в 1946 г., но фактически это был 1945 год. Эта разница имеет значение, так как это был очень драматический период в болгарском изобразительном искусстве, когда и профессоры, и студенты находились под идеологическим давлением, чтобы они «переформатировали» свое творчество согласно канонам социалистического реализма. На этом фоне отличались те, кто сопротивлялись натиску и идеологическим рамкам».
До 60-х годов XX века она воссоздавала то, что видела. Направление ее творчества определили путешествия в Родопы и Созополь, где она преимущественно писала пейзажи. В 1964 г. она начала создавать разноцветные абстрактные произведения, коллажи и т.наз. ассамбляж из разных предметов – включая гайки, пружины, проволоку, которые апплицировала на полотне.
Будучи воспитанницей Французского колледжа святого Иосифа в Софии, у Лики Янко был доступ к библиотеке «Альянс франсез» и она могла следить за тем, что происходит в Европе и в мире в отношении творчества и экспериментов, в том числе и американских импрессионистов. В этот период ее творчество было под влиянием европейского и американского искусства.
«До 1967 г., когда состоялась ее первая самостоятельная выставка, она все еще была в разгаре творческих поисков. Когда экспозиция была закрыта на седьмой день после открытия, Лика Янко как будто освободилась от любых норм и влияний и пошла своим путем, на котором порвала с видимым и стала рисовать мир воображения, если можно так назвать мир, который создавали ее сердце и душа», − рассказал Красимир Илиев и дополнил:
«Болгарских художников воспитывали, что полотно должно быть заполнено и не должно оставаться белого грунта. Лика Янко делала все наоборот – на белое полотно накладывала белые плоскости гипса и создавала коллажи. Она отказалась от рисунка и стала выводить контуры и даже писать свое имя из веревки, как будто желая сказать: «Вы пытались меня связать, но я вам покажу, насколько я отвязана». В начале 70-х годов веревка имела для нее освобождающую роль. В своих произведениях, которые не подчинялись всеобщим тенденциям в изобразительном искусстве, она заявляла, что следует своим путем, который абсолютно отличается от пути других творцов. На белом полотне она апплицировала камешки, ракушки, стеклышки, мониста и любые вещи, которые ей нравились, создавала свои произведения не кистью, а при помощи коллажа. Она уже выбрала свой путь, который был далек от того, что можно увидеть вокруг, ее волновали темы, связанные с сотворением мира, с присутствием невидимого, божественного в чувствах и мыслях людей. Она создавала сюжеты мира, который был только ее личным».
Перевод Елены Паскаловой
Фото: предоставлены Красимиром Илиевым, wikipedia.org, sofia-art-galleries.comИсточник: http://bnr.bg/