Шедевры православного искусства в крипте кафедрального собора Святого Александра Невского

Шедевры православного искусства в крипте кафедрального собора Святого Александра Невского

Ровно 100 лет назад был воздвигнут крупнейший православный храм в Болгарии – патриаршеский кафедральный собор Святого Александра Невского. В его целостное оформление были вложены усилия ряда архитекторов, скульпторов, каменотесов, художников. А в 1964 г. было принято решение о превращении крипты в музей православного искусства на болгарских землях.

Эта идея – нестандартная для того времени. В первые десятилетия социализма это искусство воспринималось с негативизмом, как религиозная пропаганда, в связи с чем его показывали не очень часто. В начале 60-х годов, однако, по инициативе Национальной художественной галереи в Париже была организована крупная выставка под патронатом тогдашнего министра культуры Франции, известного писателя Андре Мальро. Экспозиция прошла с огромным успехом, о ней писали Мальро и многие другие выдающиеся французские интеллектуалы. Затем выставка была показана и в ряде других мест. Об этом рассказал доцент д-р Георги Геров, главный смотритель отдела “Православное искусство Средневековья и эпохи Возрожденья” Национального музея болгарского изобразительного искусства. Для размещения этого отдела была выбрана именно крипта.

“Вероятно, именно в связи с этими событиями наши власти отдали себе отчет в том, что речь идет о большом культурном богатстве, которым располагает Болгария, и которое следует представить в постоянной экспозиции в Софии, – рассказывает д-р Геров. – Так было принято решение, чтобы выставка называлась “Шедевры болгарских музеев”, и чтобы она была постоянной. Родилась идея устроить ее в крипте кафедрального собора Святого Александра Невского. До этого момента она была пустой. Первоначально существовала идея превращения крипты в пантеон, т.е. чтобы там хранились останки выдающихся болгар. Но этого не произошло. И вот, в крипте была расположена постоянная выставка, которая в начале представляла болгарское культурное наследие с античности и Средневековья”.

Поэтому первоначально в крипте находились и фракийские сокровища, копии стенописей знаменитой Казанлыкской гробницы и другие античные артефакты. С течением времени экспозиция специализировалась в области средневекового и возрожденческого православного искусства. Сегодня в ней можно увидеть старинные иконы, стенописи, церковную утварь, богослужебные книги, резьбу по дереву... Среди самых древних экспонатов – большая икона, представленная после длительной реставрации. В ней реставраторы отделили друг от друга три последовательных живописных слоя, так чтобы установить самый древний из них. Теперь с одной стороны иконы можно увидеть изображение Иисуса Христа, с другой – его распятие (см. фото 5-6 в галерее).

“Следует сказать, что здесь экспонирована и более древняя икона, со времени Первого болгарского царства (681-1018), из знаменитых керамических икон из г. Велики-Преслав, – пояснил Георги Геров. – Но если речь идет о традиционной иконе, выполненной на деревянной основе, то она – самая древняя здесь, датируется второй половиной ХІ – начала ХІІ веков. Эту икону, видимо, очень почитали, потому что к концу ХІV века она была подвергнута своеобразной реставрации. Старое, прогнившее дерево иконы было положено на новое деревянное основание и с обратной стороны, опять же в конце ХІV века, было изображено распятие. Затем икону писали дважды – в конце ХVІ и в ХVІІІ веках. При реставрации все живописные слои были отделены друг от друга и положены на новую основу, так, чтобы вместо одним произведением, мы располагали несколькими, принадлежащими к разным эпохам”.

В крипте можно проследить за развитием иконописи на болгарских землях до ХІХ века – это время крупнейших болгарских художественных школ – городов Трявна и Самоков. Самоковская школа представлена работами ее создателя – Христо Димитрова и его сыновей Захари Зографа и Димитра Зографа, а также Николы Образописова. В экспозиции восхищение посетителей вызывает и мастерство болгарских резчиков по дереву.

“Здесь есть иконостас из подворья Богородичного покрова Рильского монастыря, – отметил г-н Геров. – Есть также и трон владыки, а также красивые двери с начала ХІХ века, дело рук мастеров школы из города Банско и изображение ее создателя Томы Вишантова Молера. Произведений резьбы по дереву меньше по количеству, и это понятно, так как оно отличается более крупными форматами: это иконостасы, троны, предметы, которые мы не можем экспонировать в больших количествах. Но, если говорим о разнообразии церковного искусства, непременно следует упомянуть, что здесь представлены и произведения золотых дел мастеров. Есть также произведения, связанные с паломническими поездками на святые земли: различными иконами, реликвиями и т.д., которые были перенесены оттуда в Болгарию. Мы также располагаем красивыми вышивками, хотя и немногочисленными. Так что в экспозиции можно увидеть почти все виды церковного искусства Средневековья и Возрождения”.

Шедевры, экспонированные в крипте, в последние годы представляли также в других, очень престижных местах – в знаменитой библиотеке “Амброзиана” в Милане, в Венсенском замке в Париже, в Музее византийской культуры в Салониках, Греция. “К сожалению, наши финансовые возможности ограничены, и мы не в состоянии проводить активную политику скупки вещей, которые появляются на рынке искусства. Но, к счастью, есть болгары-патриоты, которые иногда скупают произведения и дарят их крипте, так как понимают, что это – национальное богатство”, – заявил Георги Геров. Новейшим поступлением является прекрасная икона “Богородица – живоносный источник”, произведение Димитра Зографа.

Перевод Миглены Ивановой
Фото Венеты Павловой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх