«София комикс экспо» представляет новые рассказы и новых героев
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
В годы, когда слово «комикс» было официально запрещено, только рассказы в картинках журнала «Радуга» (болг. «Дъга») приближались к цветным историям на глянцевой бумаге в журнале Pif – единственном детском западном издании в Болгарии. А сегодня художники того времени − отложившие кисти на четверть века - пытаются не просто ностальгически разбудить интерес к рисованному миру детства, но посредством новых героев и сюжетов утвердить «девятое искусство» в нашей современной жизни.
Свыше 200 комиксов более 80 художников последних нескольких лет представлены в софийской галерее Союза болгарских художников (СБХ) под названием «София комикс экспо-2017». Это вторая национальная выставка с 2013 года, когда художники всех поколений продемонстрировали разные лица и стили болгарской комикс-сцены. В основе обеих экспозиций стоит проект «Радуга», который объединил авторов одноименного журнала, совместно с СБХ.
«Когда-то был только один журнал комиксов – французский Pif, который очень трудно было достать, − вспоминает художник из легендарного журнала «Радуга»Петр Станимиров. − И когда в 1979 г. появились рассказы в картинках (слово «комикс» тогда было под запретом) в журнале «Радуга», то дети в них влюбились. Поэтому и наше издание имело один из самых больших тиражей. Сегодня дети также увлекаются комиксами, потому что они универсальны как выразительные средства, включают в себя и литературу, и анимацию, и их герои могут быть популярными персонажами из фильмов, из книг».
Тогда как в годы социализма журнал быстро отошел от патриотической тематики, навязываемой конъюнктурой, и обратился к приключенческим историям, сегодня напечатанные комиксы производят на заказ – это дело фондов, которые пропагандируют свои националистические идеи путем героизации прошлого. Один из них – фонд «Возвышение» даже пытался подарить 60 тыс. книжек с комиксами о болгарских ханах третьеклассникам и обещал по 200 левов новорожденным, названных именами ханов.
К сожалению, для рассказов-комиксов, возникающих спонтанно в воображении настоящих творцов, издатели не находятся. Так молодые художники вынуждены рисовать для зарубежных сценаристов и издательств, а также для европейской и американской игровой индустрии, а художники более старшего возраста зарабатывают на жизнь сторонним бизнесом. Чем бы, однако, они ни занимались, их объединяет общая страсть возродить комиксы.
«Вообще, рисование комиксов – занятие одинокое, – признает Петр Станимиров. – Желательно, чтобы кто-нибудь перед этим написал сценарий, но нередко художники его сами придумывают и тогда работа становится еще более одинокой. Чтобы нарисовать комикс, надо понемногу разбираться и в режиссуре, и в операторском мастерстве, вообще надо уметь себе представить действие, разворачивающееся как на кинопленке, из которой вырезано по одному кадру через каждые, примерно, 20. Недостаточно быть хорошим писателем, а надо иметь видение и режиссера, поэтому я думаю, что не каждый может писать сценарии для комиксов. Само же рисование – дело нехитрое, был бы опыт».
Перевод Елены Паскаловой
Фото Дианы ЦанковойИсточник: http://bnr.bg/