Стефан Цанев – что-то вроде дня рождения между прошлым, настоящим и будущим

Стефан Цанев – что-то вроде дня рождения между прошлым, настоящим и будущим

Народный театр имени Ивана Вазова отметил недавно 80-ую годовщину выдающегося болгарского писателя Стефана Цанева, представив два из его самых значительных произведений – трагедии «Процесс против богомилов» и «Дух поэта». Тем не менее, назвать этот праздник днем рождения не совсем точно, поскольку Цаневу исполнилось 80 лет в августе 2016 года, когда театры находились на каникулах. Самое точное определение события – это, наверное, театральный праздник, посвященный писателю. Ведь Стефан Цанев исключительно продуктивен, особенно в области драматургии. Из-под его пера до сих пор вышла 31 театральная пьеса, среди которых значимые «Последняя ночь Сократа», «Другая смерть Жанны д’Арк», «Пир во время демократии»… Он также автор множества сборников стихов и других книг, сам Стефан Цанев выделяет особо сборники «Перигеи или максимальное приближение к Земле» и «Реквием».

Стиль Стефана Цанева – очень ярок и эмоционален. В то же самое время, его произведения изобилуют подтекстами, «вторым планом», что очень характерно для большинства творцов, начавших писать до начала демократических перемен в стране в условиях жесткой цензуры. Впрочем, дискретный «второй план» не всегда успешно предохранял Цанева, в результате чего некоторые из его произведений все-таки были запрещены для публичного представления во времена тоталитарного режима. Потому что он всегда старался ставить самые существенные, нередко и неудобные вопросы – о смысле жизни, о правде и лжи, о нашей национальной судьбе как болгар.

Красной нитью через все творчество Стефана Цанева, посвященное театру, проходят сюжеты, связанные с нашим прошлым, но представленные с ощутимым современным звучанием. Пример тому – написанная в 1987 году пьеса «Тайная вечеря Диакона Левского» и посвященная великому борцу против Османской власти за свободу и демократию. Ведь Левски умирает на виселице, преданный, хотя пока и спорно, кем именно, но с точностью болгарином. «Почему тогда, будучи все еще живым, его бросили (или точнее даже предали) почти все», – спрашивает как бы всех нас автор. После перемен Цанев продолжает эту линию пьесой «Дух поэта» (2011), в которой рассматривает судьбу другого, не менее значительного национального героя Болгарии – большого поэта Христо Ботева, также погибшего за свободу своей родины, и также, по многим свидетельствам, от болгарской руки. В произведении Стефана Цанева «дух поэта» смущает совесть соратников Ботева по борьбе, в том числе ставшего впоследствии премьером Болгарии Стефана Стамболова, которые возглавив государство, стали злоупотреблять властью и всеми вытекающими из нее соблазнами.

Сам Цанев считает своим любимым произведением пьесу «Процесс против богомилов», где он рассматривает трагическую судьбу представителей болгарской ереси эпохи Средневековья, преследуемых жестоко властями и официальной церковью. О «Процессе…» сам автор говорит: «Я писал эту трагедию осенью 1968 года, после того как советские и наши танки ворвались в Чехословакию». По мнению Стефана Цанева, наш современный мир также изобилует событиями, которые предоставляют драматургам богатые темы, лишь бы они нашли подходящую форму. «Особенно все эти теракты, эта борьба, наверное, между религиями, которая набирает все большую силу. Это благодатная тема для драматургии. Это битва богов, на самом деле».

Комментируя будущее нашего народа, писатель говорит, что люди в Болгарии как-то ошарашены невероятными переменами, наступившими в столь короткие сроки. «Этим, по-моему, и вызвана некоторая апатия, охватившая наш народ, потому что временам, в которые мы живем, сопутствует все самое плохое, и проходят они под знаком лицемерия, охватившего все сферы нашей жизни. И именно оно убивает внутренний импульс человека протестовать, так как он не знает, против чего именно направить свой протест. Но я надеюсь, что наш народ неспешно и постепенно выходит из этой апатии, и далее сам будет решать свою судьбу, кто будет править им и что делать».

Нуждаемся ли мы в мечтах, в иллюзиях? Вот что думает по этому вопросу Стефан Цанев: «Если не будет иллюзий, то не будет и двигателя, благодаря которому мы идем вперед. И пусть будет больше дураков, как их называют, которые воображали бы себе всякое разное, желая добиться его. Будем называть это мечтой или иллюзией, не столь важно, потому что речь, на самом деле, идет обо всем том, что манит нас идти вперед». И в конце давайте вспомним еще одну любимую мысль Стефана Цанева: «Из каждого вопроса поэт должен вывести мировой вопрос, иначе нет смысла писать о нем».


Перевод Вили Балтаджияна


Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх