Встреча Чайковского и Толстого в балете Лео Муича на болгарской сцене
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
"Анна Каренина" – балет в постановке исключительно успешного хорватского хореографа Лео Муича прошел как метеорит в болгарском культурном пространстве прошлым летом. Хореография на музыку Петра Ильича Чайковского по одноименному роману Льва Николаевича Толстого впервые была поставлена в Болгарии с Пловдивским театром оперы и представлена на фестивале Opera Open 2022 в Античном театре в Пловдиве. Гостями-звездами были солисты Софийского театра оперы Марта Петкова и Никола Хаджитанев.
В декабре спектакль был представлен и в столице, а Лео Муича пригласили поставить свой спектакль в Софийском театре оперы и балета. Там состоятся шесть премьерных спектаклей "Анны Карениной", первый 27 января, затем 28 и 29 января, а также 2, 3 и 4 февраля.
"Публика в Софии увидит новую версию "Анны Карениной" – с изменениями в хореографии и новой сценографией", - уточнил Лео Муич.
"Надо предложить людям возможно наилучший продукт, - отметил хореограф в интервью "Радио Болгария". – Потому что налогоплательщики заслуживают получить самое лучшее. Балетные продукции исключительно дорогие".
Г-н Муич объяснил свой стиль работы и то, как он меняет свою хореографию в зависимости от состава и качества труппы, с которой работает: "Я сравнительной молодой хореограф и всегда принимаю во внимание то, какими людьми располагаю. В зависимости от уровня труппы я могу работать так или иначе, - уточнил Лео Муич. – Стараюсь представить самую лучшую версию в данных обстоятельствах. Уровень Софийского оперного театра выше Пловдивского, я располагаю большим по численности коллективом, несколькими отличными солистами, так что я поставил новую, технически более сложную версию "Анны Карениной". В постановке будут не только главные герои, все роли важны - Долли, Кити, Левина, Лидии Ивановны, матери Вронского. Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты".
Роли Анны Карениной и ее возлюбленного графа Вронского исполнят прима-балерины Марта Петкова и Катерина Петрова и премьер-солисты Никола Хаджитанев и Цецо Иванов.
В спектакле будет звучать скрипка Стоимена Пеева из "София квартета", голоса Александрины Стояновой-Андреевой и Виолетты Радомирской, а также оркестр Софийского театра оперы под управлением дирижера Андрея Галанова.
Работая над постановкой своих балетов, Лео обычно сам пишет либретто и выбирает музыку. "Успешная постановка – это сочетание музыки и сюжета. В данном случае для меня исключительная честь быть третьим человеком в этом невероятном сотрудничестве Толстого и Чайковского, разумеется, они не знают о том, что их соединили, эти два невероятных имени и мое скромное рядом с ними", - дополнил хореограф.
"Для "Анны Карениной" я специально выбрал небалетную музыку композитора. Моим стремлением было подобрать ее так, чтобы было ощущение, что она создана именно для этой истории, что не так!", - подчеркнул Лео Муич. А вот как прокомментировал выбор музыки к балетной постановке "Анна Каренина" маэстро Андрей Галанов:
"Редакция музыки необычная. Совмещаются жанры, в которых работал Чайковский, а именно - здесь есть и романс, и концерт скрипичный, и симфония, и программная симфония "Манфред". Эта компиляция, я ее принял, она мне нравится. Она может вызывать споры, это нормально, всегда, когда есть театр, должны быть споры вокруг театра. То есть, знаете, как когда-то в Большом театре поклонники Лемешева и Козловского - двух теноров знаменитых, которые пели в одно время, разделились и враждовали, даже дрались. Поэтому, когда есть театр, когда есть событие, должны быть споры и должно быть приятие и неприятие того, что свершилось. Но мне очень нравится работа хореографа-постановщика".
Маэстро Галанов также подчеркнул, что ему нравится динамика этой компиляции, отметив, что сочетание разных стилей музыки подходит к разным стилям в танце. Он уточнил, что Толстой писал книгу долгий период времени, поэтому она читается по главам, наподобие сегодняшних телесериалов. "Да, в книге есть много героев. Но в этой хореографии все сконцентрировано. Фокус на трагедии, на конфликте", - уточнил Галанов.
Сценограф балета, хорват Цвийета Шуйн выразил интересные наблюдения: "Возможно, уместно задуматься и о времени, когда была написана "Анна Каренина" – это вторая половина XIX века, период больших перемен, многих нововведений и открытий.
Художественный руководитель балетной труппы Софийского театра Марта Петкова считает, что самая новая балетная премьера – это не только прекрасное дополнение репертуара, но она ценна для труппы и в другом отношении:
"Для меня было важно, чтобы труппа поработала с таким человеком как Лео Муич. Я была взволнована и шокирована моей первой встречей с ним. Я работала по всему миру, во многих престижных театрах. Но такой тип работы, который он дает, я не встречала. Могу сказать, что труппа его очень полюбила. Он исключительно терпеливо работает с каждым из наших артистов. Не выходит из зала с 11 часов утра до 8 вечера. Не знаю, как это возможно! Так что, по-моему, это был очень успешный ход – чтобы труппа встретилась с ним и повысила свое качество работы", - рассказала Марта Петкова.
Перевод Елены Паскаловой
Фото: Facebook/SofiaNationalOpera, Facebook/Андрей Галанов, Государственный театр оперы - Пловдив
Источник: http://bnr.bg/