Выставка “Лица модернизма” представляет балканскую живопись первой половины ХХ века
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Масштабная выставка “Лица модернизма” представляет искусство трех балканских стран – Болгарии, Греции и Румынии, созданное в период с 1910 по 1940 год. Экспозиция, установленная в Национальной художественной галерее, будет открыта для посетителей до 16 февраля. До этого она была представлена в Бухаресте, предстоит ее показ и в Афинах.
По мнению Христоса Караса – менеджера проекта с греческой стороны, выражение “балканский модернизм”, наверное, покажется оксимороном для тех, кто не очень хорошо знаком с историей искусства нашего региона. “Разве Балканы не были тем безнадежно отставшим куском мира, постоянно вовлеченным во внутренние конфликты, более склонным к массовым кровопролитиям, нежели к созданию современного искусства? – пишет в своей аннотации к выставке Христос Карас. – Разве не был модернизм территорией, сохраненной для индустриально развитых западных наций? Одна из целей проекта – опровергнуть эти широко бытующие представления, представить более сбалансированный взгляд на историю искусства нашей части мира во время рассматриваемого периода, выделяя все региональные и национальные особенности”.
Полотно румынского художника Макса Геррманна Макси “Голое тело с идолом”, композиция “Земля” Николая Абрашева и “Портрет с бумажными цветами” Янниса Царухиса из Греции
Одно из главных достоинств выставки в том, что ее экспонаты распределены не по национальной принадлежности их создателей, а по жанровому и тематическому принципу. Это позволяет ее посетителям с удовольствием погрузиться в своеобразный диалог с показанными полотнами, определить как различия, так и сходства между художественными поисками авторов.
“Здесь налицо очень интересные аспекты, показываемые впервые – отмечает координатор проекта с болгарской стороны Борис Данаилов. – Один из них связан с общими творческими поисками балканских художников, основанными на их контактах с западноевропейскими эстетическими и художественными течениями. Контакты между самими творцами региона, однако, исключительно редки. Т.е., в некотором смысле можно утверждать, что они пользовались западным примером, чем и обусловлена близость между сотворенными ими художественными произведениями. При этом следует отметить их исключительно высокий профессиональный уровень”.
“Посланцы” Жоржа Папазовя, “Жена, которая читает” Артура Сегаля и “Никифор” Никоса Хаджикирякоса-Гикаса
Выставка не случайно носит заглавие “Лица модернизма”. В ней представлены самые яркие представители искусства того периода трех балканских стран. Достаточно упомянуть только имя невероятно талантливого болгарского автора Ивана Милева. К сожалению, он закончил свой жизненный и творческий путь, не дожив даже до 30 лет, но оставил нам в наследство впечатляющие своей сказочностью и динамикой произведения, в которых невероятно удачно переплетаются народные традиции и влияние сецессиона. Показаны также произведения Жоржа Папазова, который долгие годы жил и работал в Париже, а его картины находили место в экспозициях наряду с такими всемирно известными именами, как Пабло Пикассо, Жоан Миро, Макс Эрнст и др. По соседству же с полотнами Папазова на выставке “Лица модернизма” показаны картины выдающегося румынского художника Артура Сегала. Своим мнением о диалоге между балканскими модернистами поделился Борис Данаилов.
“Параллели напрашиваются сами, но они подлежат дальнейшим, более тесным исследованиям, которые должны более детально рассмотреть данное явление. Настоящая выставка пытается выявить эту проблему впервые, и я надеюсь, что она станет поводом для будущих более подробных анализов этого вопроса”.
Кроме Национальной художественной галереи в Софии, организаторами выставки “Лица модернизма” выступают Национальный музей искусства Румынии и Фонд изящных искусств и музыки “Теохаракис” в Афинах. Проект осуществляется при финансовой поддержке программы “Культура” Европейского союза.
Перевод Вили Балтаджияна