Выставка в Пловдиве показывает оружие, как мужское украшение
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
До 30 ноября жители и гости Пловдива могут посетить выставку, которая заставит их переосмыслить восприятие оружия, как символа господства и власти.
«Наша цель – показать оружие как апотропей и мужское украшение, − объясняет Грозделина Георгиева из Регионального этнографического музея в Пловдиве. – Выставлено холодное и огнестрельное оружие, существовавшее и использованное с 17 до конца 19 вв. Балканский тип оружия и его изготовление являются специфической смесью восточной и западной орнаментики и декораций. Многие элементы, пришедшие с Востока, на болгарской почве изменились, и все это попало в чужую для османского восприятия христианскую среду. Эта эклектика отражена на оружии, и оно превратилось в произведение искусства. В эпоху Возрождения у мужчин было очень мало украшений, и главным из них была цепочка для карманных часов. Оружие было другим атрибутом, который носили мужчины».
Декорация на оружии была знаком статуса, положения в обществе, имущественного состояния и занимаемого чина, а болгарские мастера были настолько известными, что часто доверяли изготовление клинков холодного оружия только им, а за ружьями сливенских мастеров прибывали из Малой Азии и Египта. И если в украшениях привнесенных с Востока образцов преобладали металл, цветная смола и эмаль, то балканское оружие характеризуется очень богатой декорацией перламутром и полудрагоценными камнями, и даже пластины из перламутра были окружены металлическими золотыми деталями, что делало оружие намного более пышным и блестящим. Характерными были также розетки, звезды и крестики из латуни, как и серебряные и золотые нити, которые инкрустировались на оружиях.
«С их помощью делали и надписи на оружии, и здесь есть очень интересный момент, − продолжает г-жа Георгиева. – Надписи сделаны, преимущественно, на турецком и арабском языках, но декорации очень часто выдают, что оружие изготовлено болгарскими мастерами. На Балканах восприятия переломились. Коран запрещает животные изображения, но богатые растительные орнаменты не являются единственными на оружиях. На них можно обнаружить змеев, горгон, львов, рыб. Не говоря уже о крестиках, которыми изобилуют оружия – таким образом мастер ставил свою «подпись», декларировал свою принадлежность к другой вере. Существует спор о том, как воспринималось все это заказчиком, потому что очень часто надписи на оружиях были на османском языке, а это означает, что им обладал человек мусульманской веры. Для воина, однако, особенно иноверца, запреты переставали иметь значение, и он воспринимал эту вещь просто как украшение. И чтобы украсить себя таким оружием, ему приходилось пренебречь некоторыми своими убеждениями».
Часть священных надписей на оружиях были формулами просьбы защиты от Аллаха или Бога, иногда ставился символ смелости, а при третьем типе вычеканивалось имя обладателя, что связано с верой в бессмертие души. Очень часто такие оружия заказывали, как подарок, и тогда надписи представляли собой хвалебные слова тому, кто станет его владельцем.
Самые простые украшения на саблях регулярного войска или богатые на балканских ятаганах – с рукоятями из белых бивней моржа, с золотом, серебром, кораллами, с надписями с золотыми насечками по всему клинку, превращали такое оружие в исключительно ценное.
«По целостному украшению можно судить об отношениях в период болгарского Возрождения и, прежде всего, об исключительном отношении к оружию, не только как к поражающему, а как к украшению, декорации, символу мужественности и украшению самого мужчины», − убеждена Грозделина Георгиева.
Фото: Региональный этнографический музея ПловдиваИсточник: http://bnr.bg/