Сценарист Влади Киров: „В нашей истории есть уникальные события и люди”
Влади Киров (слева) и Костадин Бонев в Иерусалиме, во время съемок “Корабли полны”. Фотография предоставлена сценаристом. Влади Киров - один из самых известных сценаристов болгарского документального кино.
А впрочем, при его решающем „соучастии” были сняты и две художественные ленты – „Пату” и „Военный корреспондент”. По сценяриям Влади Киров снято 30 фильмов. Он – автор и нескольких книг, за которые дважды был номинирован на получение награды „Хеликон”. Четыре раза он получал отличия за лучший сценарий. Фильмы, над которыми работал герой нашей передачи, многократно удостаивались отечественных и международных наград. Так, на днях, фильм „Европолис” завоевал награду „Золотой ритон” на одноименном фестивале болгарского документального и анимационного кино. Его режиссер – Костадин Бонев. Тандем Бонев-Киров создал ряд запоминающихся документальных произведений. Фильм родился после очередного плавания на лодке по Дунаю, которое Влади осуществил сам, в одиночестве. Во время этого путешествия он попал в румынский город с уникальным прошлым. Этот город называется Сулина. О его истории Влади рассказал Костадину Боневу, который сразу загорелся идеей снять фильм о Сулине. Сопродюсерами проекта стали их коллеги из Австрии, финансовую поддержку оказал и фонд Евроимаж.
„Сулина – это небольшой рыбацкий поселок. После Крымской войны, когда европейские государства решают отнять монополию Турции над судоходством по реке Дунай, в этом городе учреждается т.н. Европейская комиссия, - рассказывает Влади Киров. – Она объявляет Сулину свободным городом и начинает расширять Сулинский рукав для того, чтобы большие суда могли попадать из Черного моря в реку и добираться по ее течению аж до Регенсбурга. Тем самым, я считаю, что Европейская комиссия, существовавшая в 1879 году, была первообразом Европейского союза. Сюда, в этот городок, стали стекаться люди со всего мира. Здесь собрались представители 27 национальностей, некоторые из которых спят вечным сном на уникальном кладбище Сулины. Здесь похоронены православные, католики, протестанты, евреи, мусульмане. В какой-то момент Сулина превращается в третий по величине порт в Европе. В 30-х годах прошлого века его комендантом назначен румынский писатель и мореплаватель Еугениу Ботез, который писал под псевдонимом Жан Барт. Жан Барт – пират, живший в 18 веке. И Ботез создает уникальную книгу – „Европолиз”. В ней он предрекает гибель этого города как искусственно созданного полиса, поскольку, по мнению писателя, ничто почивающее единственно и только на торговле не способно развиваться. Мы разработали эту тему помощью героев фильма: румын, греков, украинцев, русских, белорусов, болгар”, - рассказал Влади Киров.
Герой нашей передачи написал сценарии к фильмам о драматических моментах в болгарской истории и знаменитых личностях. Чем руководствовался он в своем выборе?
„Надо сказать, что в истории Болгарии есть несколько событий, которые всегда очень сильно волновали меня и, скорее, они находили меня, чем я их, - говорит Влади Киров. – Более 25 лет тому назад, вместе с режиссером Юлием Стояновым, мы сняли фильм о Соединении Северной и Южною Болгарии в 1885 году. Меня всегда интересовало все, что связанно с терактом в церкви „Св. Неделя”, совершенном в 1925 году Военным центром Болгарской коммунистической партии. Я очень интересовлася военным переворотом 1934 года. А недавно, на фестивале „Золотой ритон” был представлен еще один мой фильм – „Биография одного снимка”, который затрагивает события, предшествовавшие 9 сентябрю 1944 года, когда в стране установилось просоветское правление. Весьма интересна судьба политика Димитыра Петкова, о котором вместе с Костадином Боневым мы сняли фильм „Рожденный в рабстве”. В нашей истории есть такие уникальные события и люди, что надо просто ждать, когда они сами словно обухом по голове ударят, и ты начнешь снимать про них”.
Один из самых захватывающих фильмов тандема Бонев-Киров называется „Корабли полны”. В нем рассказывается о спасении тысяч еврейских детей из Центральной Европы, которые попадали в Болгарию для того, чтобы на кораблях по Черному морю быть переправленными в Палестину.
„Я был исключительно впечатлен изобретательностью болгар, их сопричастности и желанию помочь, - продолжает сценарист. – Действительно, через Болгарию по самым разным каналам прошло много детей, с некоторыми из которых спустя десятилетия мы встретились в Израиле. Судьбы всех трагичны, а некоторые нас буквально потрясли. Так, мы снимали человека, который рассказал нам следующее: детей семье было пятеро, но только двое могли уехать в Израиль. На собравшемся семейном совете мать, отец и де решили: Шимшон и его сестра уедут, другие останутся. Выжили только двое. В нашем фильме этот пожилой человек плакал: „Всю жизнь чувствую себя виноватым, что я остался жив, а они – нет”.
Сегодня Влади Киров и Костадин Бонев заканчивают съемки фильма, посвященного психиатру и писателю Любомиру Канову, который во времена социализма подвергался преследованиям и был вынужден эмигрировать в Америку. На фестивале „Золотой ритон” у Влади Кирова была возможность посмотреть фильмы своих коллег. Каковы его впечатления?
„Болгарское документальное кино находится в хорошем здравии и это очень радует меня. Есть и молодые творцы, которые стремятся самовыразиться, получать награды, что тоже прекрасно. Серьезная проблема болгарского документального кино, однако, в том, что его негде посмотреть людям, о которых, в сущности, оно снято. И в огромных телевизионных программах, оно как-то свернуто. Его место заняли иностранные документальные программы, в которых нередко используются актеры для воссоздания различных сцен. Я тоже работал над фильмами с инсценировками, но все это должно быть в меру и по отношению к нашей истории, и по отношению к публике. Очень легко проникает в головы зрителей подобное кино, но, в сущности, оно не совсем настоящее. Вот что меня беспокоит. А в остальном, болгарское документальное кино развивается хорошо”.
Автор: Венета Павлова
Перевод: Снежана Никифорова
Герой нашей передачи написал сценарии к фильмам о драматических моментах в болгарской истории и знаменитых личностях. Чем руководствовался он в своем выборе?
„Надо сказать, что в истории Болгарии есть несколько событий, которые всегда очень сильно волновали меня и, скорее, они находили меня, чем я их, - говорит Влади Киров. – Более 25 лет тому назад, вместе с режиссером Юлием Стояновым, мы сняли фильм о Соединении Северной и Южною Болгарии в 1885 году. Меня всегда интересовало все, что связанно с терактом в церкви „Св. Неделя”, совершенном в 1925 году Военным центром Болгарской коммунистической партии. Я очень интересовлася военным переворотом 1934 года. А недавно, на фестивале „Золотой ритон” был представлен еще один мой фильм – „Биография одного снимка”, который затрагивает события, предшествовавшие 9 сентябрю 1944 года, когда в стране установилось просоветское правление. Весьма интересна судьба политика Димитыра Петкова, о котором вместе с Костадином Боневым мы сняли фильм „Рожденный в рабстве”. В нашей истории есть такие уникальные события и люди, что надо просто ждать, когда они сами словно обухом по голове ударят, и ты начнешь снимать про них”.
Один из самых захватывающих фильмов тандема Бонев-Киров называется „Корабли полны”. В нем рассказывается о спасении тысяч еврейских детей из Центральной Европы, которые попадали в Болгарию для того, чтобы на кораблях по Черному морю быть переправленными в Палестину.
„Я был исключительно впечатлен изобретательностью болгар, их сопричастности и желанию помочь, - продолжает сценарист. – Действительно, через Болгарию по самым разным каналам прошло много детей, с некоторыми из которых спустя десятилетия мы встретились в Израиле. Судьбы всех трагичны, а некоторые нас буквально потрясли. Так, мы снимали человека, который рассказал нам следующее: детей семье было пятеро, но только двое могли уехать в Израиль. На собравшемся семейном совете мать, отец и де решили: Шимшон и его сестра уедут, другие останутся. Выжили только двое. В нашем фильме этот пожилой человек плакал: „Всю жизнь чувствую себя виноватым, что я остался жив, а они – нет”.
Сегодня Влади Киров и Костадин Бонев заканчивают съемки фильма, посвященного психиатру и писателю Любомиру Канову, который во времена социализма подвергался преследованиям и был вынужден эмигрировать в Америку. На фестивале „Золотой ритон” у Влади Кирова была возможность посмотреть фильмы своих коллег. Каковы его впечатления?
„Болгарское документальное кино находится в хорошем здравии и это очень радует меня. Есть и молодые творцы, которые стремятся самовыразиться, получать награды, что тоже прекрасно. Серьезная проблема болгарского документального кино, однако, в том, что его негде посмотреть людям, о которых, в сущности, оно снято. И в огромных телевизионных программах, оно как-то свернуто. Его место заняли иностранные документальные программы, в которых нередко используются актеры для воссоздания различных сцен. Я тоже работал над фильмами с инсценировками, но все это должно быть в меру и по отношению к нашей истории, и по отношению к публике. Очень легко проникает в головы зрителей подобное кино, но, в сущности, оно не совсем настоящее. Вот что меня беспокоит. А в остальном, болгарское документальное кино развивается хорошо”.
Автор: Венета Павлова
Перевод: Снежана Никифорова
Дополнительная информация
- Источник: БНР