60% болгар верят в Бога, но только 10% посещают церковь регулярно

60% болгар верят в Бога, но только 10% посещают церковь регулярно

С понятием “духовность” вы связываем знание, культуру, начитанность, но и веру, религию. В последние десятилетия Болгария потерпела ряд метаморфоз в своем духовном развитии. В своей заботе о выживании болгары как будто оставили духовность на задний план.

“Мы становимся свидетелями тяжелого удара по гуманитарным ценностям и ценностному сознанию болгарина, ‒ заявил богослов проф. Калин Янакиев. – Я не буду присоединяться к банальному хору тех, кто осуждает привязанность многих к так называемой “низкой” культуре. В конечном итоге, она тоже имеет свое место в нашей жизни. Человек спонтанно создает искусство или же спонтанно развлекается какой-то ежедневной культурой. Необязательно посещать театр или читать романы, иногда человек чувствует необходимость в зрелищах, развлечениях, танцах, легкой музыке, даже в том, что мы называем “чалга” (низкопробный поп-фольк). Меня больше тревожит тот факт, что это музыкальное направление формирует своеобразную ценностную систему, связанную с андерграундом, криминалитетом, в большой степени с порнографией. Большинство видео роликов с так называемыми певицами поп-фолька представляют собой небольшие порнографические эссе. У них своя аудитория, состоящая из так называемых “братков”. В этом смысле налицо тяжелый удар по ценностной системе болгар”.

По словам проф. Янакиева, с начала ХХ века болгары традиционно “религиозны, к сожалению, бытово-приземленным образом”.
“Часто люди входят в храм, чтобы помолиться за здоровье, как будто это душевная поликлиника, а не место для спасения души. Они совершают определенные церковные практики с почти магическим сознанием, что, исполняя их, они обеспечивают себе какое-то благополучие. В то же время после 10 ноября – начала переходного режима в Болгарии, храмы крупных городов страны исполнились людьми, которые выбрали для себя православную религию совершенно сознательно. Часть из них даже приняли священнический сан. Большая часть молодых священников не выросли в традиционных священнических семьях”.
По словам проф. Янакиева, люди, которые обратились к церкви в сознательном возрасте до или после 10 ноября, именно те, у кого духовное образование и церковная сознательность. Они дают себе отчет в том, что церковь – это место, в котором отслуживается литургия. Они вступают в храм, не просто, чтобы поставить свечку, но и чтобы принять участие в таинственной сакраментальной жизни церкви. “Этих людей, действительно, мало, ‒ говорит. Проф. Янакиев. – Недавно в ходе социологического исследования было установлено, что в Болгарии более 60% людей верят в Бога, что удивительно. В то же время, однако, на вопрос о том, как часто они посещают церковь, всего 10% отвечают, что посещают ее регулярно каждое воскресенье. Почти столько же говорят, что ходят в церковь на большие церковные праздники – на Пасху и на Рождество, а остальные идут в храм только время от времени.

“Разумеется, стоит указать на своеобразный консерватизм части эпископов, ‒ говорит проф. Янакиев. – С другой стороны, это результат жестокой травмы, которая была нанесена болгарскому православию во время раскола. Тогда был создан исключительно негативный образ болгарской церкви в СМИ, который продолжает сопровождать ее и по сей день. Поэтому нередко можно услышать фразы типа “священники ленивы, пассивны, необразованны” и т.д., поэтому люди и не посещают церковь. Но это всего лишь какое-то извинение или оправдание. В нашем обществе сильно пострадала одна важная ценность – солидарность. Никто не обращает внимания на то, что происходит вокруг. А надо жить, осознавая, что происходит в обществе, искать способы изменить ситуацию к лучшему, изучать основы христианских ценностей”.

Перевод Миглены Ивановой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх