Асен Наков ‒ жизнь на балетной сцене

Асен Наков ‒ жизнь на балетной сцене

Для попавшего однажды в балет – обратного пути нет. Так считает один из солистов балета „Арабеск” Асен Наков. С 18 лет он танцует в труппе, поставившей начало провокации в современном болгарском балетном искусстве. Совсем недавно состоялся и дебют Асена Накова как хореографа, он поставил спектакль „Необходимая терпимость”. В мир балета Асен Наков попал еще в детстве.

„Мой отец был танцовщиком и совсем естественно привлек и меня к балету, ‒ вспоминает Асен Наков. – Заниматься в Национальном училище танцевального искусства я начал с четвертого класса. В этом возрасте, дети, как правило, не совсем представляют, чем будут заниматься в будущем и что их ожидает. А физические и особенно психические нагрузки очень серьезные. В нашем училище, на протяжении девяти лет, мы изучали балет. Были и другие виды танцев – современные, народные, джаз и даже „стэп”. Изучали мы и специальную дуэтную технику. Так, постепенно я погружался в мир танец и приобретал знания, которые залегли в основу всего, чем стал заниматься в будущем. Но момент истины наступает тогда, когда танцовщик поступает на работу. Только тогда он начинает по-настоящему учиться. До этого получается база, на основе которой танцор уже развивается”.

В 1999 году Асен Наков получил престижную награду Союза музыкальных и танцевальных деятелей „Хрустальная лира”, которая вручается за „выдающиеся достижения в танцевальном искусстве”. Он поступил в труппу балета „Арабеск” будучи учеником 10 класса. Для молодого танцора это не только признание, но и шанс учиться у мастеров сценического искусства. В то время танцовщики этой труппы имели возможность работать над спектаклями вместе со всемирно известными иностранными хореографами. Некоторые солисты уехали из страны и стали работать в знаменитых театрах мира. И хотя Асен не раз получал приглашения на работу за рубежом, пока его жизнь артиста связана с Болгарией. С балетом „Арабеск” он объездил практически все страны, и лишь раз остался на более долгий период в одной из них – в Испании. Тогда, вместе с еще тремя своими коллегами, он работал в частном испанском театре. И хотя они были довольны условиями и возможностью развиваться там, через год было принято решение вернуться на родину. В Болгарии Асен Наков не только выступает с труппой „Арабеск”, но с недавних пор является еще хореографом и репетитором труппы, преподает в Национальном училище танцевального искусства и еще в одной танцевальной школе. Вопреки своему профессиональному пристрастию, Асена нельзя назвать придирчивым зрителем неболгарских балетных спектаклей.
„Мне очень редко не нравится какое-нибудь произведение. В танце всегда есть идея. Весьма редко можно сказать о чем-то, что оно не получилось. Я не всматриваюсь в ошибки, а скорее в идею. Современные танцы – это не только линия и качество исполнения. Разумеется, и они важны, но зачастую сама драматургия и сценография воплощают идею спектакля. Именно поэтому наше искусство называется „танцевальный театр”. И в Болгарии, и за границей, публикой воспринимается ценное в танце, его классическая линия. И речь идет не только о балете „Арабеск”. Кроме классики, публике нравятся и современные вещи, представленные со вкусом, хорошим осветлением, чувством юмора, несущие позитивную энергию”.

Реакция публики вдохновляет артистов и мотивирует к еще большей самоотдаче на сцене. Но иногда на понимание какой-нибудь более авангардной идеи зрителю в зале необходимо время:
„Около восьми лет тому назад вместе со своим коллегой Кристияном Бакаловым мы поставили очень интересный спектакль, который игрался в муке. Тогда половина публики освистала эту постановку, ‒ вспоминает Асен Наков. – Но если бы она была представлена сегодня, то, несомненно, произвела бы фурор. Публика хотя и поняла идею, тогда не восприняла способ ее подачи. Быть может, этот спектакль слишком шокировал зрителей. По сути, мы и сегодня продолжаем учиться и надеемся, что развиваемся в направлении, которое считаем правильным”.

Несмотря на огромную занятость и нехватку времени, Асен Наков любит посидеть в дружеской компании. В эти моменты никто не говорит о работе и балете. Ведь кроме его подруги Даниелы Ивановой, балерины из той же труппы „Арабеск”, у друзей Асена другие профессии. Герою нашей передачи всего 34 года, но в балете это возраст, когда танцовщики, накопившие достаточно опыта, начинают задумываться и о том времени, когда выступлений на сцене не будет так много: „Преодолев 33-летний рубеж, танцовщик начинает физически истощаться, поэтому я постепенно начинаю заниматься хореографией, ‒ рассказывает Асен Наков. ‒ С малых лет я много фантазировал, но в последние годы мои фантазии стали бледнеть, и может быть, именно поэтому я занялся хореографией. Таким образом, я стимулирую что-то, чего не хочу терять. Возможно что из-за серых будней и непрестанного повторения одного и того же процесса каждый день, мы забываем фантазировать и относиться эмоциональнее к тому, что теряем. А, по сути, теряем мы свою идентичность. Поэтому я обратился к хореографии и при этом чувствую себя прекрасно. Такое ощущение, что сбрасываю с себя какую-то тяжесть. Когда мы в зале и творим, то любые проблемы, накопившиеся с годами, исчезают”.

Перевод Снежаны Никифоровой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх