Фотограф Иво Хаджимишев, или талант сохранить время и людей

Фотограф Иво Хаджимишев, или талант сохранить время и людей

“Я делал фотографии в разных местах. Легче сказать, где я их не делал”, ‒ так известный болгарский фотограф Иво Хаджимишев рассказал о своей работе в течение лет. Благодаря ей, он оказывался в отдаленных уголках Болгарии и мира. Знакомился с интересными судьбами. В конце 70-х гг. , например, он оказался на Мадагаскаре. Там, во время своих поездок по северной части острова он, будучи любителем табака, завязал разговор с владельцем гостиницы, в которой разместился. У него Иво Хаджимишев узнал, что табак на острове впервые засадил прадед его супруги – болгарин Димитр Иванов. На следующий день фотограф рассмотрел семейный альбом нашего соотечественника, который в свое время добрался до Мадагаскара на французских кораблях, совершавших плавания вдоль берегов Африки. В своей бедности он положился только на кулек семян табака, который нес с собой. Через пять лет он получил разрешение засадить растение, которое затем обеспечило пропитание многим людям на долгие годы. Такие невероятные истории с самых невероятных мест фотограф может рассказывать до бесконечности – от Сибири до Африки, от Аранских островов до Америки.

Фотограф Иво Хаджимишев, или талант сохранить время и людей

© Фото: Иво Хаджимишев

Аранские острова

В настоящее время Иво Хаджимишев работает над крупным проектом о балканских цивилизациях, который охватывает семь стран. В этой работе он ищет параллели, то, что нас сближает.
“У нас есть много общего, а мы должны найти это общее, и жизнь станет гораздо удобнее и приятнее, ‒ делится фотограф. – Когда я ездил по этим странам - по Албании, Черногории, Турции, Румынии, Греции, Македонии и Болгарии, я видел, что место, в котором мы живем, райский уголок, если сравнить его с другими географическими широтами, это удивительный уголок на нашей планете. Что касается общего, то в Румынии, например, я фотографировал памятники цивилизации даков. В Болгарии – фракийцев. И в отношении некоторых из них появляется ощущение, что они выполнены рукой одного и того же мастера. Когда поставишь изображения рядом друг с другом, каждый может увидеть общее между ними. Идея проекта состоит в том, чтобы ученые каждой страны, где я фотографирую, комментировали реликвии, которые они предоставили для данного исследования”.

Фотограф Иво Хаджимишев, или талант сохранить время и людей

© Фото: Иво Хаджимишев

Девочка каракачанка – фотография с выставки, посвященной этносам в Болгарии

Иво Хаджимишев окончил британский колледж Bournemouth and Pool College of Arts по специальности "Фотография" и является пожизненным членом Королевской ассоциации фотографов. Он также председатель Болгарского общества фотографов. Свою первую выставку Иво Хаджимишев представил сразу по окончании колледжа. На ней были показаны фотографии выдающихся болгарских интеллектуалов.
Сегодня Хаджимишев – общепризнанный мастер портрета, но также и известный своей самокритичностью, признается, что ему все труднее удается сделать интересный портрет. Может быть, потому что он сейчас работает чаще со старыми изображениями. Два года назад он участвовал в подготовке выставки фотографий эпохи Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Недавно в одной из балканских стран он познакомился с архивом, в котором хранятся около 24 тысяч стеклянных негативов.

“Увидев, как работали люди когда-то, когда отношение к фотографии было совершенно другим, и фотография в известном смысле была ритуалом, человек примиряется, ‒ продолжает свои рассуждения Хаджимишев. – У тогдашних людей было особое отношение ко времени. Они становились перед, на первый взгляд, примитивными, а фактически совершенными оптическими устройствами с сознанием, что это их способ пройти через барьер времени, оставить след за собой. Совсем другое дело, когда мы сегодня направляем мобильник на наших друзей за столом и фотографируем их. Чем больше знакомимся с историей фотографии, тем больше нам становится ясно, что мы не развили многие ее очень важные качества. В техническом отношении фотография зашла слишком вперед, но наряду с этим значительно понизилось ее качество. И лишь теперь, благодаря сверхмощным цифровым камерам, мы можем достичь качества фотографии уровня 100 лет назад, но нет никакой гарантии, что цифровые носители сохранят образ 100 лет после его запечатления. Вам известно, что архивы с речами в Объединенных нациях записывали на металлическую пластинку? Она и сегодня в состоянии воспроизводить их. Стеклянный негатив является этим носителем в фотографии. На него фотограф лично наносил эмульсию. Они работали, не думая о том, как их можно сделать дешевле. А мы в ХХІ веке постоянно ищем заместителей, окружаем себя быстро портящимися вещами. Цель состоит в том, чтобы они быстро испортились, и мы сходили в магазин за новыми. А когда-то люди думали над тем, как можно сохранить лучшим образом изображение в течение более длительного периода. Таким образом, их искусство дошло до нас”.

30 лет назад Иво Хаджимишев попал на 400 стеклянных негативов в Народном театре им. Ивана Вазова в столице, которые были подготовлены для выброса. Несколько лет назад, во время уборки склада здания найдено еще 1000. Оказывается, что на них сохранилась визуальная память театра с 1920 по 1950 год. Негативы отличаются завидным качеством. Они будут запечатлены на фотографиях, а затем критики выскажутся, и так будет обогащена история болгарского театра.
В собственных работах Хаджимишев также ведом своим желанием сохранить время и людей. Независимо от того, являются ли они жителями никому не известной деревушки, представителями разных этносов или признанные писатели, как Дора Габе, Елисавета Багряна, Павел Вежинов, Валери Петров, Радой Ралин, художник Дечко Узунов, режиссеры Выло Радев и Рангел Вылчанов, легендарные актеры Апостол Карамитев и Невена Коканова и др.
“Мои выставки – преимущественно документальные, они не преследуют коммерческие цели, ‒ рассказывает фотограф. – Два года назад со мной связались болгарские студенты из Гарварда. Они добились того, чтобы власти предоставили им в бостонском аэропорту большую стену, на которой они хотели представить мои работы. Спросили меня, сколько я хочу за это получить. Я предоставил им целую выставку и не взял у них ничего. Мне это доставляет больше удовольствия, чем разместить свои фотографии в тесной замысловатой галерее”.

Перевод Миглены Ивановой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх