Художник Эмил Стойчев: «Моя работа как моя тень»
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
В Национальной галерее иностранного искусства в Софии была представлена выставка известного болгарского художника Эмила Стойчева. В трех залах были экспонированы 90 полотен художника. Они создавались на протяжении четырех десятилетий – с 1972 по 2010 годы. Некоторые из них написаны в Софии, другие – в Париже, где художник проживает и работает с начала 90-х годов. За плечами Эмила Стойчева десятки самостоятельных выставок: в Болгарии, Франции, Японии, США, Германии Бельгии и других странах. Его картины – собственность престижных галерей, публичных и частных коллекций в Европе, Америке и Азии.
"Натюрморт с яблоком"
Эмил Стойчев ‒ обладатель престижных наград в Болгарии и за рубежом. 26 апреля художник, у которого нет академического образования, стал почетным доктором Национальной академии художеств. Это звание является признанием значимости его творчества, вклада в популяризацию болгарского искусства в мире и дорог, которые он проложил для следующих поколений болгарских художников. На торжественной церемонии в академии с речью выступил ректор проф. Светослав Кокалов: «В начале 90-х годов Жак Ширак, который в то время был мэром Парижа, пригласил Эмила Стойчева представить свою выставку во дворце «Багатель». Стойчев – один из немногих творцов из Восточной Европы с выставкой в этом знаковом пространстве. За пять недель около 40 000 человек увидели его произведения, а критика посвятила болгарину восторженные анализы. Эмил Стойчев реализовался как художник только в поле станковой картины – этой традиционной и вместе с тем вечно обновляющейся художественной формы, которая дает полную возможность его аутентичному пластичному таланту проявиться свободно и неограниченно. Он обладает абсолютным чувством цвета, тона, подобно абсолютному музыкальному слуху, привилегии великих музыкантов. Его неповторимый колорит отличается звучностью, плотностью, сочностью тонов – то матового, то блестящего, пропитанного светом, внутренней озаренностью».
“Танец”, “Портрет Генко Генкова”
Эмил Стойчев среди художников, которые создают собственные миры. Мир его картин всегда распознается и запоминается – и не важно, портрет ли это, или натюрморт. Сам он определяет свой стиль как фантастический реализм. «Я всегда был любознательным. Считаю это исходной точкой моего таланта», ‒ сказал на церемонии в академии Эмил Стойчев. Художник благодарит судьбу за то, что она одарила его наблюдательностью, умением подбирать цвета, и, таким образом, выполнять задачи, которые он сам себе ставит. «Для меня картина хороша тогда, когда я слышу, что она мне говорит и когда она меня слышит, ‒ говорит Эмил Стойчев. – Этот диалог между равными – разумная практика, которая, слава Богу, сопровождает меня всю жизнь. По-моему, картина должна быть завершена, когда ее автор находится в полусонном состоянии, поскольку тогда он ближе всего к своему сюжету и полностью одержим своим талантом. Внешние факторы перестают влиять на его работу. Я попытался овладеть этим мастерством в максимальной степени. Моя работа, как моя тень. Она следует за мной повсюду. Написание картины требует серьезной подготовки. Я долго обдумываю очередной сюжет – обычно делаю это во время прогулки, в ресторане, в ванной или кафе. Моя фантазия, иногда, выходит за границы, но и жизнь не так уж легка и уловима. Я не знаю, как я стал писать картины и заниматься живописью. Но чувствую, что когда был совсем маленьким, какая-то муза неусыпно заботилась обо мне».
“Мадонна из Ножона”, „Марионетки”
Самоотдача в искусстве, серьезные поиски, глубина, поэтика, богатство сюжетов – все это можно увидеть на ретроспективной выставке Эмила Стойчева в Национальной галерее иностранного искусства.
Перевод Снежаны Никифоровой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България