Милена Фучеджиева о жизни между Болгарией и США
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Никто не может убежать от своего прошлого, оно как наша тень на освещенном месте. Это лучше всего знают такие люди, как Милена Фучеджиева, которые всю жизнь росли под тяжестью большой семейной тени, желающие больше света и меньше чужих воспоминаний. Милена – софийский городской ребенок, который так и не научился прислушиваться к ветру.
Она еще с детских лет была приучена к целеустремленности, взыскательности и заполненной смыслом повседневной жизни. А иначе быть и не может, с такой семьей, как у нее. Ее отец – Дико Фучеджиев, известный болгарский писатель, он был также директором Народного театра имени Ивана Вазова с 1976 по 1990 год. Сама Милена не раз писала в своем личном блоге, что для нее очень важно быть самой собой, и, вероятно именно поэтому, первоначально она не была заинтересована в писательстве, а в кино. «Меня воспитывали так. Дома мои родители всегда заставляли меня думать самостоятельно, иметь собственные представления и идеи о происходящем». Милена изучала актерское мастерство в Софии, в классе проф. Гриши Островского, а затем кинорежиссуру у проф. Владислава Икономова. В этот период она встретила Ради – отца своей дочери, сына режиссера Выло Радева. Ради Радев погиб в автоаварии, и это изменило ее жизнь навсегда. Ей было всего 19 лет. Несмотря на трагедию, Милена Фучеджиева знает, что такое счастье. «Оно появляется каждый раз, когда ты принимаешь правильное решение», – говорит писательница. А в ее жизни таких моментов было три:
«Родить моего ребенка, отбыть в Америку и вернуться из Америки – это очень простые и обычные решения. С моей дочкой ситуация была такой – врачи настаивали на прерывании беременности, так как было очень рисково после аварии задержать ребенка, но я приняла на себя этот риск, со смелостью, которую имеют все 19-летние молодые люди, с большой верой, что все будет в порядке. Потом пришло решение об отбытии в США. Это решение было очень трудным, выстраданным, но правильным. Мое возвращение тоже было правильным. Почему я уехала в 28 лет с ребенком, о котором я заботилась совсем одна? Потому что здесь в начале 90-х годов было просто ужасно, в магазинах не было почти ничего, положение было буквально как после войны. Я в принципе мечтала уехать в Америку еще в 15-летнем возрасте и в тот момент я вновь послушалась своей интуиции, которая никогда меня не обманывала. Вопреки уверениям людей вокруг меня, которые непрестанно повторяли мне подождать, потому что через 10 лет все будет хорошо, я только думала: «Невозможно, чтобы все было в порядке через 10 лет, на это будет необходимо намного больше времени. И в общих чертах, я оказалась права».
Отъезд Милены в 1990 году было бегством – от самой себя, от других, от прошлых и будущих ситуаций и встреч. И она оказалась за Океаном с маленьким ребенком, без средств, без контактов и помощи близких и родных. «Я была в ситуации, в которой ты бросаешься в океан и есть только два варианта – или утонуть, или же всплыть. Я никогда не думала, что утону». В Америке родились упорядоченные слова Милены. «В сущности, это было пространство, в котором я нашла силу, боль, провокацию, тишину и восторг писать, быть связанной с двумя мирами и двумя жизнями одновременно», – признается она сегодня.
«Я серьезно начала писать в Америке, причем на английском языке. Первые четыре-пять лет я писала только на этом чужом для меня языке. В этот период я не имела права возвращаться в Болгарию, из-за проблем с моими документами, и это то время, когда я больше всего американизировалась. Вернувшись в Болгарию, я поняла, что мое сердце здесь. Я очень внимательно обдумала, где мне, в качестве писателя, будет легче всего реализоваться – на родине или в США. И я выбрала путь меньшего сопротивления, сфокусировав свое внимание на Болгарии».
В 2000 году вышла в свет книга эссе, посвященная Америке, «Белый негр», которая сразу завоевала награду литературного конкурса «Южная весна» в нашей стране. В 2002 году пьеса Милены Фучеджиевой «Дзен-порно» была поставлена на сцене Сатирического театра в Софии, состоялось также ее чтение в театре «ЛаМама» в Нью-Йорке. Два года спустя, в арт-пространстве Lovebox в Лос-Анджелесе сама Милена режиссировала свою пьесу «Кризис». В 2005 году на болгарском книжном рынке появился сборник рассказов «НеХана», а немногим позднее и ее первый роман – «Кефер. Цветы маленькой Иды». Между тем Милена обеспечивала себе и своему самому совершенному проекту – своей дочери Радине, средства на жизнь, работая менеджером в ювелирном магазине в Беверли-Хиллзе. Опять же там, за Океаном, родилась другая визуальная страсть, которая заполнила артистические поиски Милены, а именно фотография. «Фотография похожа на писательство и рисование – ты один и ни от кого и ни от чего не зависишь. Поэтому это занятие мне сильно понравилось».
«Я вернулась в Болгарию, чтобы победить, чтобы доказать себе, что я сильна. По этим же причинам я уехала». Милена вернулась окончательно на родину в июле 2010 года. «Я совершенно отличаюсь от того человека, каким я была в 28 лет. Тогда я не знала, что я сильна, все это переживание с эмиграцией было невероятно трудным. Сейчас я постоянно возвращаюсь назад и говорю себе – как же это возможно, что тогда у меня было такая низкая самооценка, несмотря на то, что я производила другое впечатление. И эта самооценка, которая есть у меня сейчас, создана в основном в результате моих личных достижений. А в приницпе – всегда чего-нибудь будет не хватать. Всегда», – говорит Милена.
Сегодня Милена Фучеджиева наслаждается софийским улицам, которые она обожает, работает над третьим сезоном телесериала «Семичасовая разница», созданного по ее идее, и подготавливает книгу, посвященную годам, прожитым в Америке.
«Есть многое, что мне хотелось бы рассказать. Жизнь встретила меня с самыми разными людьми переходного периода – с известными людьми преступного и непреступного мира, с популярными американцами. Моя биография большая и тяжелая, и когда-нибудь она будет написана. Я уверена, что она будет интересна для чтения, потому что моя судьба не похожа на судьбы обыкновенных людей».
Перевод Марии Атанасовой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България