Нешка Робева: «Те, кто может пробиться, пробивается вопреки любым препятствиям»
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
«Женщина с неограниченными возможностями» – такой ее помнят многочисленные поклонники художественной гимнастики Болгарии и мира. Благодаря таким качествам как самоотдача, дисциплина и постоянство, Нешка Робева превратила болгарскую художественную гимнастику в одну из самых сильных школ в мировом спорте. За 25 лет, в течение которых она была старшим тренером сборной, болгарские гимнастки завоевали 294 медали, 7 раз были абсолютными чемпионками мира, на их счету 10 европейских и 2 вице-олимпийских титула. Поэтому не случайно их называли «Золотыми девушками Болгарии».
Нешка Робева родилась 26 мая 1946 года в придунайском городе Русе. Она окончила хореографическое училище по специальности «Болгарский фольклор», а затем и Национальную спортивную академию. С 1966 по 1973 годы будущий знаменитый тренер сама выступала в составе сборной Болгарии по художественной гимнастике. А последние девять лет Нешка Робева пожинает успехи со своей танцевальной труппой «Нэшнл арт», популяризируя болгарский и балканский фольклор с помощью современных выразительных средств.
«С возрастом мы все чаще вспоминаем о своем детстве, – говорит Нешка Робева. – Быть может, потому что это наши самые беззаботные годы. В принципе я считаю себя городским ребенком. Родилась и выросла в городе Русе. Мне, однако, очень повезло иметь тетю, которая жила в селе. Каждый год, 24 мая, когда заканчивался учебный год, я садилась на пароход Русе-Лом и отправлялась в живописное село Ковачица, к своей тете. Детские игры, село, животные, растения – все это любовь, которую я храню и по сей день. А 30 августа я возвращалась в Русе и здесь мои воспоминания уже связаны в основном со школой и разными кружками, уроками балета, тренировками по акробатике. Вообще-то, я записывалась во все кружки, какие только существовали за стенами школы. Сама по себе я человек, который очень любит двигаться. После, так как для моего возраста тогда не было класса по классическому балету, я записалась на народные танцы в хореографическое училище, планируя через год перейти на балетный профиль. Однако очень скоро народные танцы превратились в любовь всей моей жизни».
История повторилась и позднее, когда Нешка Робева приехала в Софию в надежде поступить в высшее учебное заведение на факультет хореографии. В то время, однако, такой специальности не было. Так героиня нашей передачи поступила в Национальную спортивную академию на факультет «Художественная гимнастика».
«Все началось как-то несерьезно, с желания просто поступить в ВУЗ, но как оказалось, и художественная гимнастика мне понравилась, - рассказывает Нешка Робева. – Между тем, мне вдруг очень сильно захотелось изучать юриспруденцию, но моему тренеру удалось убедить меня, что я для этой профессии не подхожу. И, слава Богу! Так продолжилась моя жизнь в спорте. Как спортсменка я участвовала в четырех чемпионатах мира по художественной гимнастике – у меня пять серебряных и четыре бронзовых медали, а самый большой успех пришелся на 1969 год, когда я заняла второе место на чемпионате мира в Варне. А со своими девушками за 25 лет работы тренером мы завоевали около 300 медалей. Интересна философия спорта – каждый стремится победить другого, а когда цель достигнута, порадоваться нет сил. Для меня радость длилась считанные минуты. Я хорошо помню чемпионат в Страсбурге 1983 года. Тогда я впервые была тренером и ансамбля, и наших спортсменов-одиночников. По жребию получилось так, что я с утра до вечера, на протяжении четырех дней, работала со спортсменами в зале. Это были четыре дня, когда у меня не было времени даже просто присесть. И в момент, когда уже надо было подготавливаться к награждению, я пошла в раздевалку, чтобы немного передохнуть. Присела и уснула. Так я пропустила все, и церемонию награждения, и гимн, все. Так что соревнования – это праздник в основном для зрителей. Но это и доказательство того, что человек может преодолеть свое тело, победить усталость, боль и страх. Для тренера это исключительная ответственность, которая до такой степени истощает, что иногда уже не можешь понять, где ты и что ты. Мы работали по 16 часов в день, но люди, которые побеждали в то время, полностью посвящали себя спорту, деньги не играли такой роли, как теперь».
После ряда конфликтов в Федерации по художественной гимнастике, в июне 2000 года Нешка Робева уволилась и вернулась к народным танцам, создала свою труппу и поставила новую цель – представить по-новому болгарский фольклор. Первые постановки Нешки «Два мира» и «Судьба» стали весьма популярными. С этими спектаклями Нешка Робева и ее воспитанники выступили более 250 раз в Болгарии и за рубежом, включая Бродвей в Нью-Йорке, Сингапур, Москву, Бельгию, Израиль и Италию.
«Чем больше я продвигаюсь в этой области, тем больше понимаю, каким невероятным богатством обладает наш народ, – объясняет свою страсть Нешка Робева. – Это богатство, которое не измеряется денежными знаками и которое нельзя украсть. А и сколько бы ни крали, от этого оно становится только все больше и больше».
Несмотря на то, что большую часть своего времени и энергии, Нешка Робева отдает народному танцу, она не стала безучастной и к процессам в болгарском обществе. В болгарах ей не нравится зависть, которая мешает им развиваться, а также тот факт, что образование детей «хромает», и они становятся все более неграмотными.
«Если говорить о современной Болгарии, то я считаю, что взрослые люди у нас безответственные, а что уж говорить о молодых, – говорит Нешка Робева. – Мы, взрослые, являемся живым примером для молодых. Они растут в наших семьях, они работают под нашим руководством. И в таком государстве как наше, в котором был подорван авторитет всех личностей, мы не можем сердиться на молодых за то, что им не хватает дисциплины. Мы живем во времена крушения устоев, когда одни ценности заменяются другими. О дисциплине уже и речи быть не может. Я пытаюсь привить своим танцовщикам хоть какое-то подобие такого качества как дисциплинированность, но должна признаться, что сталкиваюсь с неимоверным отпором с их стороны. Однако я все еще сильна. Дисциплина необходима, но наиболее необходима – самодисциплина. Если человек чисто интеллектуально не дорос до того, чтобы самостоятельно обуздывать себя, то кто-то другой должен его дисциплинировать. Не знаю, куда катиться мир, Болгария идет в ногу с ним, но мы осуществили свой переход посредством неподходящих людей – людей, которые не покидали своих кабинетов, которым был неизвестен менталитет своего народа и которые даже не пожелали навести исторические справки, чтобы понять, что в переходные времена устои нашего народа всегда расшатывались. Вопреки всему, я считаю, что человек, который может, пробьется, несмотря ни на какие препятствия».
Перевод Снежаны Никифоровой