О преклонении перед будителями и о современных измерениях будительства
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Будители - это личности, к которым болгары испытывают не только признательность и восхищение, но считают их и самыми важными фигурами в своей истории, поскольку они пробуждают в них чувство национальной принадлежности. Однако, что стоит за понятием "будитель", какой это архетип и почему сегодняшний День народных будителей является типично болгарским праздником?
Будитель - это особенная личность в болгарской истории, это носитель новаторства, отмечает доц. Морис Фадел, доктор наук, руководитель Департамента Новой болгаристики Нового болгарского университета (НБУ). "Когда люди последуют за кем-то, то этот человек становится будителем, – объясняет он. – Это также отсылка к христианству, потому что отдельная личность берет на себя судьбу всех остальных". Таким образом, будитель - это исключительно яркая личность с ясным мировоззрением и пониманием того, что хорошо для других. Это также личность, которой удалось достичь некоего катарсиса, после которого ее собственная ценностная система преобразовалась до такой степени, что приоритетом стали высшие моральные ценности.
"Будитель должен сочетать в себе оба эти аспекта. Слишком большое желание внушить что-то другим превращает его в догматичного и в большой степени схематичного с точки зрения поведения, а такие фигуры всегда опасны для общества. Будитель должен быть чувствительным человеком, прошедшим через внутренние катарсисы, чтобы мог воздействовать на других. Наши представления о будителе несколько ошибочны. Мы представляем себе его как бескрайне духовную личность, устремленную к каким-то старым идеалам. Это не так! Будители эпохи болгарского Возрождения были людьми нового времени. Они не пытались вернуть нас к каким-то традициям. Они стремились направить нас к современности и новому, но прежде всего - к Европе. Таким было направление нашего Возрождения в целом - проевропейское. В наши дни, во многом их идеал реализован и является результатом дела наших будителей".
Сегодня болгарам сложно представить, что они не являются частью цивилизованного мира. Однако их реальность могла бы быть совершенно другой, если бы в миссии будителей не было еще одного обязательного условия – умения убедить общество, что идея, которую они ему предлагают, является необходимой перспективой для улучшения жизни, то есть – умения "будить" других. "Будитель мыслит критически и так воспринимает себя и мир, побуждая и других думать таким образом", - подчеркнул доц. Фадел и дополнил:
"Он не идеолог. Он не говорит лозунгами и не агитирует, используя патриотические клише, что чрезвычайно опасно. Будитель - не популист, потому что популист повторяет общественные фантазии, точно так же, как повторяет общественные фантазии человек, сидящий за кружкой пива и критикующий все и вся. Нет, это не будитель! Будитель не выражает общественных настроений. Он вне общества и вне мещанства и элементарной жизни. Будители в нашей истории выглядели одинокими, изолированными, эмигрантами. Но их одиночество, скорее, внешнее, в то время как внутренний мир этой личности крепко связан с обществом, народом или родиной".
Рождение будителя происходит тогда, когда сталкиваются личная история и социальная проблема, благодаря чему человек получает прозрение о том, каким должно быть будущее и что необходимо сделать для его достижения, отметил еще Морис Фадел:
"Болгар уже могут встретить повсюду в мире. На днях я посетил один из университетов Франции и там познакомился с молодой болгаркой, которая является его доцентом и преподавателем. Так что, болгары есть повсюду. Это так, потому что на протяжении веков наша мечта заключалась в том, чтобы быть европейскими гражданами. Молодые болгары все больше пробиваются в европейские институты и круги, которые в определенный момент станут частью Болгарии, потому что она не только географическое понятие, но также духовность и чувство общности. Некоторые из сегодняшних студентов завтра станут нашими будителями".
По наблюдениям университетского преподавателя, в последние годы молодые люди все больше ориентируются на гуманитарные науки. "Именно это и есть духовность",- подчеркивает доц. Морис Фадел и желает всем современным и будущим будителям продолжать дело их предков, сохраняя стремление к новому, современному и европейским ценностям.
Перевод и публикация: Снежана Никифорова
Фото: БГНЕС, личный архивИсточник: http://bnr.bg/