Опыт Болгарии, как модели мультикультурного сожительства на Балканах

Опыт Болгарии, как модели мультикультурного сожительства на Балканах

Общение на бытовом уровне между представителями различных этносов в Болгарии находится на завидной высоте по сравнению с другими странами в Европе и на Балканах. Об этом констатировал председатель Комиссии по защите от дискриминации Кемаль Эюп на международной конференции в Софии на тему: “Опыт Болгарии, как модели мультикультурного сожительства на Балканах”. В ней приняли участие эксперты из Сербии, Албании, Турции и других стран. В своем докладе он описал этническую картину страны, по данным которой с 2001 г. в стране проживает 83,7% болгар, турок – 9,4%, цыган – 4,6% и армян, евреев и др. – менее 70 000. По словам председателя комиссии, в Болгарии налицо диалог между представителями отдельных религий.
“Совместно празднуются дни рожденья, помолвки, свадьбы, крещения, ‒ сказал Кемаль Эюп. – На религиозные праздники христиане приглашают мусульман на именины или взаимно поздравляют друг друга с праздниками. Христиане угощают крашеными яйцами на Пасху, а мусульмане – угощением на Курбан-байрам. Им не чужда также соседская взаимопомощь при строительстве, ремонте и сельскохозяйственной работе. Часто мусульмане и христиане присутствуют вместе на погребениях, несмотря на разницу в религиозном ритуале. Не исключено, что священник, ходжа или раввин будут вместе присутствовать на общих торжествах, рядом с представителями власти, или же они могут вместе пить кофе”.

По мнению Кемаля Эюпа, в Болгарии нет оснований опасаться столкновения цивилизаций – темы, которая широко дискутируется во всем мире в данный момент. По его словам, есть лучшая альтернатива – и это межрелигиозный диалог. “Диалог, обмен идеями, различными точками зрениями и ощущениями, – все это ведет к взаимному обогащению”, – убежден председатель Комиссии по защите от дискриминации. Он также напомнил, что в некоторые периоды истории, в стране происходили случаи унижения человеческого достоинства, ограничения прав и свобод, ассимиляции. Но жизнь всегда оказывалась сильнее всех ограниченных политических соображений, а народ – доказано мудрее своих политиков. “В новейшей истории Болгарии после демократических перемен 1989 г., еще с принятия новой Конституции, была заложена основа болгарской этнической модели посредством добавления антидискриминационных текстов в Конституцию и всех остальных законов, – напомнил Кемаль Эюп. – Принят был и Закон о защите от дискриминации, вступивший в силу с 1 января 2005 г. Также была создана Комиссия по защите от дискриминации, как независимый государственный орган. Комиссия рассматривала жалобы о дискриминации по 19 признакам неравноправного отношения, связанным с вопросами этноса, а также с гражданством, национальностью, верой, религией, сегрегацией – жилищной, квартальной, школьной, а также в сфере услуг и труда. По словам Кемаля Эюпа, несмотря на то, что жалобы о дискриминации по этническому признаку были на первом месте, в следующие годы они отошли на задний план. До сего момента, не было подано ни одной жалобы о дискриминации на почве вероисповедания. В основном жалобы направлены против сект, которые при этом зарегистрированы, но в основном преобладают страхи о появлении новых для Болгарии вероучений. Что касается толерантности в Болгарии, то Эюп завил, что она прослеживалась на всех этапах исторического развития Болгарии, с небольшими исключениями. Но часто, по его мнению, толерантность приравнивается к терпимости. “Проявлять терпимость к другому, различному от тебя, это – не толерантность. Толерантность – это принимать различия. А не всего лишь терпеть, независимо по какому признаку”, – объяснил Кемаль Эюп.

По мнению директора Международного центра по исследованиям меньшинств и культурных взаимодействий д-ра Антонины Желязковой, в Болгарии толерантность не является граждански или философски осознанной, а сводится к “соседским” отношениям, что видно из редких случаев смешанных браков. На 2,5 млн. браков приходится лишь 48 тыс. смешанных – с представителями России, Польши или даже Африки, однако, мало Турции. По ее мнению, представители различных этносов в Болгарии живут совместно хорошо по-соседски, но дела не обстоят так на национальном уровне.
“Есть много над чем подумать и о чем дебатировать в болгарском обществе на данную тему – реально ли мы толерантны или же только на бытовом уровне, – риторически спросила д-р Желязкова. – Толерантность в стране не созрела до состояния философии, морали. Т.е. в Болгарии может существовать бытовая толерантность, и мы всегда ей гордимся, приводим ее в пример. Но этого не достаточно для ХХІ века. Это должно превратиться в нечто более фундаментальное, с развертыванием новой политической культуры в болгарском обществе. Наши законы приемлемы и приличны. Однако получается, что де-юре, наша нация ‒ политическая, гражданская. А де-факто, мы, болгары, не воспринимаем меньшинств как часть общенационального целого. И в этом направлении необходимо работать”.

Перевод Александры Арбековой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх