Писатель Васил Георгиев: “Я уверен, что не вписываюсь в стереотип болгарского писателя”

Писатель Васил Георгиев: “Я уверен, что не вписываюсь в стереотип болгарского писателя”

“Для меня писательство не является самоцелью или призванием. Я не настаиваю, чтобы это было частью жизни до конца моих дней. Это что-то, что доставляет мне удовольствие в данный момент”, – поделился адвокат Васил Георгиев по поводу выхода его третьего сборника с рассказами “Деград”. Спустя год книга была награждена престижной болгарской литературной премией “Хеликон” за 2011 г., а ее автор доказывает житейское правило “аппетит приходит во время еды”.

После публикации трех сборников на протяжении четырех лет, сейчас он с присущим ему юмором говорит: “Мне уже неинтересно писать рассказы”, признаваясь, что дал себе год дописать начатый им роман. Васил – один из немногих молодых современных писателей, которые говорят о своем писательстве в шутку, при этом относясь к нему с увлечением и профессионализмом. Васил отличается от большинства авторов, – он позитивный, свежий и забавный. Он даже отличается тем, что очень хорошо справлялся с математикой в школе, будучи исключительно посредственным в области литературы. “Я всегда любил читать, но, к сожалению, не обладал талантом писать”, – признается писатель.

Писатель Васил Георгиев: “Я уверен, что не вписываюсь в стереотип болгарского писателя”

© Фото: личный архив

“В школе я никогда не был способен развивать т.н. “ответ на литературный вопрос”. Да и тогда я думал, что я просто не отличаюсь особым интеллектом, потому что ребенок сравнивает свой интеллект с опытом, который ему предоставляет лаборатория, какой я считаю среднее образование. Именно там формируются все твои представления и категории мышления, и, будучи в юном возрасте, я никогда не давал себе отчета в том, что эти категории ошибочны, и человек скорее должен бороться с ними, нежели безоговорочно принимать их. К этому выводу я пришел чуть позже. Тогда я потерял спокойствие и вообще перестал учиться. Я считаю, что в школе нас должны учить тому, как размышлять и быть более независимыми”, – мудро заявил 36-летний адвокат.
Ребенком Васил мечтал стать космонавтом, а потом учителем. В конце концов, его мечты свелись к тому, чтобы просто получить высшее образование, потому как он думал, что этого никогда не произойдет. Его приняли со второго раза, а секрет того, как именно он поступил в университет Святого Климента Охридского по специальности “Юриспруденция” заключается в том, что он просто “вызубрил” все до последней темы по литературе. На сегодняшний день, Васил Георгиев не только награжденный писатель, но и доктор наук по Европейскому праву и преподаватель по магистерским программам в самом старом высшем учебном заведении в Болгарии. Его профессиональное писательское приключение началось с соревнования с близким другом Радославом Парушевым, с которым они знакомы более 15 лет.

“Я много раз говорил, что он меня спровоцировал, и это отнюдь не было моей идей. Радослав начал писать, публиковать написанное в журналах, знакомиться с известными людьми, и, может быть, мне стало чуточку завидно, – смеется Васил Георгиев. – Еще в школе я пытался писать стихи, но, к счастью, этот период прошел, и никто и никогда не станет свидетелем его результатов. Сюжет первого рассказа я разрабатывал на протяжении четырех или пяти лет, я все никак не мог его придумать. Но я непрестанно себе повторял, что должен пытаться и что хватит уже только другим писать. Таким образом, я написал полторы страницы, и вот получилось. Это один из первых рассказов в сборнике “Буддийский пляж”, – объяснил Георгиев.

Дебютный сборник писателя “Буддийский пляж” вышел в свет в 2008 г. Уже благодаря ему Васил Георгиев приблизился к премии “Хеликон”, однако один голос в пользу “Краткой истории Самолета” проживающего в США Захари Карабашлиева отделил его от награды. О начале, однако, он вспоминает с любовью.

Писатель Васил Георгиев: “Я уверен, что не вписываюсь в стереотип болгарского писателя”

“Я доволен и считаю, что успех в большей степени является моей заслугой и того, что я упорный и деятельный человек, что знаю, как примерно устроен мир средств массовой информации и смог пробиться совместно с издательством, конечно же, представив книгу на уровне. Важно в данном случае и то, каким человеком является сам писатель. Если он более замкнутый, в чем, кстати, нет ничего плохого, ему гораздо труднее представить то, чем он занимается. Человек должен разделять творчество и книгу как продукт. Потому что в качестве продукта она является тем, что нужно продать, ее содержание – это то, что нужно съесть, но в начале, для того, чтобы читатель купил ее, его нужно убедить сделать это”.

Второй сборник Васила Георгиева “Хулиган. Истории софийских улиц” или нестандартный взгляд на личности и события, даты и названия улиц в болгарской столице, вышел в 2010 г. В нем собраны тексты рубрики, которую он ведет вот уже шестой год подряд в бесплатном журнале “Одна неделя в Софии”. Книга была номинирована на Национальную литературную премию имени Христо Г. Данова в том же году. Он принял ведение рубрики как исключительную тренировку, а его любимой столичной улицей, да и большинства болгарских писателей, является “Иван Шишман” из-за большого числа “артистических” баров.

На сегодняшний день Васил Георгиев определяет свой писательский стиль как “социальный”. “Болгарская социальная литература всегда была связана с предоставлением ответов и внушением каких-то идеологем, которым бы люди следовали, а для лично меня социальная литература просто-напросто задает правильные вопросы”, – объяснил десятый лауреат премии “Хеликон”. Рассматривает ли писатель зарубежные страны в качестве возможного приюта для своих книг?

“Надеюсь, что и это может произойти, конечно же. Я ясно даю себе отчет в том, что этого трудно достичь и что больше шансов вырваться за пределы Болгарии имеет роман, но я не уверен чего ожидает западный читатель от восточноевропейского писателя”, – ответил Васил Георгиев, сразу уточняя, что категорически не вписывается в стереотип болгарского писателя, и точнее восточноевропейского автора, который занимается большими проблемами своего маленького региона, пишет о мафии, и тут-там появляется хорошенькая девушка, а автор изливает свою душу, чтобы все увидели насколько глубока и широка наша славянская душа. “Самое страшное – это если человек начнет копаться в личных историях. Потому что важны общечеловеческие истории, которые показывают существенные вещи, причем рассказанные таким образом, чтобы не звучать банально. С личными историями я завязал”, – заявил он, добавив следующее:

“Я уже не пишу так, как писал в первом сборнике и в “Деграде”, и никогда больше не буду писать так. В будущем я намерен заниматься более масштабными формами, потому что они дают возможность большего обмена идеями между людьми. А самое важное, по моему мнению, это столкнуть каким-то образом несколько идей, создать конфликт. В рассказах это не всегда необходимо. Просто мне кажется, что для меня больше не представляет вызова писать рассказы, но даже если я не напишу ни одной строчки более, я всегда буду помнить то время, когда я был писателем. И буду рассказывать внукам: “Однажды ваш дедушка был писателем, познакомился со многими людьми, некоторые из них стали ему близкими друзьями, потом он посвятил себя юриспруденции, стал президентом, потом председателем ЕК и политика завладела его сознанием, но он всегда вспоминал тот прекрасный момент, когда был писателем”, – обратив с улыбкой взор в грядущее ответил Васил Георгиев.

Перевод Александры Арбековой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх