Проф. Элка Бакалова стала обладателем премии Святого Паисия Хилендарского

Проф. Элка Бакалова стала обладателем премии Святого Паисия Хилендарского

На специальной церемонии премьер-министр Бойко Борисов вручил ежегодную государственную премию Святого Паисия Хилендарского за 2012 год профессору Элке Бакаловой. Обладательница премии – выдающийся искусствовед и культуролог, эксперт Института фольклора при БАН, преподаватель Нового болгарского университета и Национальной художественной академии. Высокое отличие присуждено Элке Бакаловой за ее исключительный вклад в развитие гуманитаристики, за яркое присутствие в общественной и культурной жизни и за заслуженное ею международное признание в сфере сохранения культурного наследия Болгарии. Проф. Бакалова стала 13-м подряд обладателем серебряного ожерелья и почетной грамоты, которые традиционно вручаются по поводу Дня возродителей болгарского народного духа – 1 ноября.

“Она – один из самых выдающихся экспертов в сфере искусства и культуры эпохи Средневековья и Возрождения. Ее исследования посвящены византийскому и болгарскому средневековому искусству и христианским ритуалам, – заявил на церемонии вручения премии министр культуры Вежди Рашидов. – Вклад Элки Бакаловой в изучение болгарского искусства эпохи Средневековья исключительно значим не только для нашей истории, но и для ее популяризации в мире. К тому же поколения ее воспитанников впоследствии стали уже видными учеными. Ее многочисленные публикации, монографии и книги ставят ее в ряд самых популярных личностей, внесших свой вклад в стимулирование нашей национальной идентичности, и причисляют ее к возродителям духовности нашей современности”.

“С чувством глубокой благодарности, но и нарастающей ответственности я принимаю это отличие. Я получаю его в очень специфический и ответственный момент нашей истории и, точнее, истории нашего христианского государства, – подчеркнула в ответ проф. Элка Бакалова. – В этом году мы отмечаем 250-ую годовщину написания “Истории славяноболгарской“ Паисием Хилендарским – святым, именем которого названа и присужденная мне премия. В этот момент мы также отдаем дань почтения делу Его Святейшества патриарха Максима, светлая ему память, который совсем недавно покинул нас, и которому мы должны быть признательными за то, что он отдал все свои силы в целях сохранения целостности болгарской православной церкви на протяжении последних 40 лет. Несмотря на то, что наша работа в качестве специалистов в сфере христианской культуры не обладает широкой популярностью, оказанная мне высокая честь является доказательством того, что наш труд все-таки имеет соответствующее общественное значение. В наши дни, когда все чаще оспариваются смысл развития гуманитарных наук, а общий кризис во многом препятствует деятельности по сохранению культурного наследия, я позволяю себе воспринять эту награду, как проявление специального внимания христианской культуре и искусству, которым я полностью посвятила себя профессионально. Я хочу специально отметить, что как монастыри, которые я изучаю всю жизнь, и в которых выросли мои дети, так и мои исследования для БАН и лекции, которые я читаю в Национальной художественной академии, вся эта моя работа направлена на создание целостного и внушительного представления об этом аспекте болгарской духовности. И, по-моему, нет необходимости напоминать о том, что еще классики немецкого романтизма считали религию и язык основными компонентами национальной идентичности. И эта проблема, практически, является общей для народов всего балканского региона – болгар, сербов, румын и греков, а в более широком плане и для всего православного мира, в результате чего во всех этих странах идут ее усиленные исследования. Проблема вокруг этнокультурной идентичности оказалась исключительно актуальной и в контексте конструирования единого европейского культурного пространства, в основном, из-за возникающих опасений, что она может потеряться на фоне будущей сложной Европы”.

“Средневековое искусство любого государства исключительно ценно, потому что оно является частью истории. Искусство во времена средних веков имело преимущественно религиозный характер. На территории Болгарии, в ее качестве христианского государства – вначале соперника, а впоследствии наследника Византийской империи, есть прекрасные образцы православного искусства в церквях и монастырях. Здесь находятся некоторые из древнейших обителей с сохраненными стенописями и иконами. Пример тому Бачковский монастырь, который я исследовала долгие годы, и которому посвятила много трудов, даже отдельную книгу. В нем хранятся некоторые из древнейших стенописей, а также чудотворная икона Святой Богородицы с прекрасным окладом. Я также писала о Роженском монастыре, в котором хранится другая икона Богоматери, принесенная со Святой горы Афона. И не на последнем месте – это Рильский монастырь. В самом старинном сохранившемся его здании – башне, есть прекрасные стенописи. А его главная церковь, построенная в 30-е годы ХІХ века, расписана большой группой иконописцев, среди которых представители самой важной стенописной школы эпохи болгарского Возрождения – из города Самоков. Там же хранятся мощи главного болгарского Святого – Ивана Рильского. В Рильском монастыре также можно увидеть чудотворную икону Богородицы и частички мощей многих из самых популярных святых православного мира”.

Проф. Элка Бакалова также отметила, что в историческом плане все православные народы на Балканах очень тесно связаны между собой. “Самостоятельное румынское государство сформировалось несколько позже болгарского. Но после завоевания Болгарии османами, немало из болгарских церковных деятелей отбыли в Румынию, где в большой степени сохранили и продолжили наши традиции. Потому что туда были перенесены многие богослужебные книги и практически все произведения, написанные главой Болгарской православной церкви Патриархом Евфимием. Вот почему до начала ХVІІ века в качестве церковного языка в Румынии применялся древнеболгарский язык. На нем написаны и все надписи в румынских православных церквях и монастырях до ХVІІ века. Но румыны не только продолжили традиции болгарского православного искусства, но имеют и собственные значимые достижения в этой области. Так, например, в северной Румынии и в Молдавии есть прекрасные стенописи снаружи церквей. Это специфическая особенность, которая не встречается нигде в другом месте. Очень тесна и православная связь между Болгарией и Сербией. Ведь мощи одного из самых выдающихся сербских владетелей – короля Стефана Милутина, правившего в ХІV веке, хранятся в Софии – в храме Святой Недели”.

Перевод Вили Балтаджияна

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх