Режиссер Константин Григорьев всю жизнь снимал фильмы о жизни
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Более чем за 40 лет работы кинорежиссер Константин Григорьев снял более 130 научно-популярных лент. Половина из них были посвящены природе и животным, хотя на его счету и много произведений, посвященных историческим событиям, техническим достижениям, темам в искусстве. Он лично написал сценарии для почти 35 своих картин. Его произведения были удостоены десятка наград и дипломов на разных фестивалях Международной ассоциации научного кино, членом которой он состоял долгие годы. Он был удостоен звания лауреата Ломоносовской премии в России, стал обладателем высших болгарских отличий в области научно-популярного кино – Золотого и Серебряного ритонов. „Золотой ритон” был присужден ему за фильм о стрекозах и таинстве их чудных перерождений. Ведь это то хищные рыбки в воде, то летящие и ходящие твари. Именно эта кинолента получила семь наград во всем мире.
„Стрелы над водой” называется фильм, ‒ вспоминает Константин Григорьев. – В начале 70-х годов был организован Первый фестиваль короткометражного кино в г. Пловдиве. И моя картина получила самую высокую награду – „Золотой ритон”, что было для меня довольно неожиданно. Потому что в те годы награждались разные партийные фильмы или посвященные трудовым успехам. Потому было довольно любопытно, был настоящий прецедент само награждение ленты о насекомых”.
Кроме фильмов о дикой природе, на счету режиссера немало картин об археологии, в том числе подводной, о новостях в области техники. Есть у него и трилогия о голом теле в искусстве. В 80-х годах он сделал фильм о талантливом молодом скульпторе, которому было лет 12. Звали его Саша, а спустя годы его мать Татьяна Маркова поступила на работу в Радио Болгария.
Константин Григорьев почти 10 лет проработал на студии „Леннаучфильм” в Санкт-Петербурге. „Да, там я стал лауреатом Ломоносовской премии за фильм о принципах цветного телевидения, ‒ сказал Константин Григорьев. – Это было в начале его распространения и произошло в 1961 г. А вот в Токио была награждена другая моя кинокартина про чудеса электроники”.
Работа над каким фильмом оставила у него самые сильные впечатления? „Где-то в середине 80-х годов мы снимали в пустыне Каракум в Центральной Азии, ‒ вспоминает Константин Григорьев. ‒ Там шли съемки картины „Живая пустыня”, которая потом была высоко оценена на фестивале в Чехии. Впервые в своей жизни я оказался в экстремальных условиях: днем температура доходила до 45 градусов, хотя была весна, а ночью падала до 10 градусов. Невероятная инверсия. Там нам удалось снять очень интересных животных, в основном пресмыкающихся и ряд травоядных, среди которых джейраны и куланы. И я влюбился в пустыню. Но была весна, иначе летом я там вряд ли бы выдержал.
Где показывают и где хранятся произведения режиссера? „Время от времени кое-кто вспоминает и организует их показ. Так, в 2009 г. на одном фестивале в Софии было представлено семь моих лент. Часть фильмов хранится в киностудии, другая – в Болгарской фильмотеке. Есть 12 кинокартин, которые хранятся во Всемирной фильмотеке в Париже и Брюсселе как шедевры мирового кино”.
В последние годы режиссер Константин Григорьев создал еще несколько лент. Так, в начале 90-х он выиграл конкурс Американской парковой службы на создание ленты о близких к Софии горах Витоша. Он снял два фильма, которые затем показывались по „Нэшнл Джиографик” и другим американским каналам, а также демонстрируется в Информационном центре о горах Витоша, расположенном над районом Драгалевци. Позже по заказу Мюнхенского телевидения он создал четыре картины о мире животных.
Родившийся в 1927 году в г. Брезник в Западной Болгарии от матери болгарки и отца русского, в наши дни режиссер радуется своим четырем внукам. Именно им посвящена книга с воспоминаниями о пережитом на съемочной площадке под названием „Мои крылатые, хвостатые и рогатые герои”. Первая часть о приливно-отливной полосе и приходе жизни из моря на землю. Съемки велись на Курильских островах и острове Русском – крупнейшей некогда военно-морской базе СССР на Дальнем Востоке у Владивостока. Когда-то туда не могло ступить гражданское лицо, а вот теперь в 2011 г. остров ‒ место встречи представителей стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. Вторая часть книги посвящена жизни в пустыне. В третьей рассказывается о серебристых чайках, обожествляемых в древности представителях семейства Кошачьих и их предках, о воробьях, змеях, дельфинах, грациозных лошадях, без которых не было бы современной цивилизации, о турнирах между животными, об их хвостах и многом другом.
Дополнительная информация
- Источник: Радио България