Розмари Стателова: «Я люблю смешивать уровни в мышлении человека»
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Она превратила эстрадную музыку в объект научного исследования. А к глубине научного текста добавила значительную дозу развлечения.
«Я люблю смешивать уровни в мышлении человека, приравнять уличное к академическому. Получается свежая комбинация из специализированных выражений и жаргона», ‒ говорит проф. д-р наук Розмари Стателова. Именно эта комбинация является ключом к доверию, которым неизменно одаривают ее слушатели и читатели. Так как кроме представителя «высокой науки», известного во всем мире, Розмари является неутомимым лектором, университетским преподавателем, публицистом. Она происходит из семьи интеллектуалов – как говорится, до девятого колена... Врачи, учителя... Согласно родовой традиции, сыновья Стателовых получали свое высшее образование за рубежом.
Розмари Стателова является первым болгарским ученым, кто проторил научную дорогу к поп-музыке, музыкальной эстраде, рок музыке и другим явлениям, которым посвящены две ее диссертации, ее научные труды. Проф. Стателова – автор девяти книг, сотни монографий и статей, некоторые из которых опубликованы в Германии, Венгрии, России, Франции, Финляндии, Польше, Хорватии.
«В поп-музыку проникают миллионы переживаний, - продолжает проф. Стателова. – Нельзя забывать, что есть возраст, в котором люди не могут без подобной музыки. Они становятся взрослыми посредством нее. Дополнительное эмоциональное наслаивание – это надо исследовать. Я особенно ценю ангажированную песню с интеллигентным текстом. «Умную песню», как я ее называю. Я накопила опыт в этой области в Германии, где бардовская песня очень развита. В 70-х годах я искала в нашей стране единомышленников, которые писали бы музыку к интеллигентному тексту. Было очень важно поощрить это искусство, которое и сегодня имеет свои фестивали, своих выявленных представителей. Вновь хочу подчеркнуть, что это музыка, которая принимает в себя человеческий материал – намного больше, чем любой другой вид музыки. Поп-культура щедро открывает свои пространства для вольностей и исполнителя, и слушателя. Поэтому я называю восприятие популярной музыки креативным, дополняющим, обогащающим».
Отдавая свою научную мысль популярным жанрам, проф. Стателова никогда не изменяла классической культуре, посредством которой сделала свои первые шаги ее нестандартная личность. Музыкально-критическая деятельность Розмари Стателовой почти полностью посвящена т. наз. художественной музыке. И еще один пионерский вклад – десять лет тому назад известная ученая получила приглашение из института в Германии, который занимается изучением славянского меньшинства в стране – т. наз. «лужишкими сербами» или «сорбами». Так проф. Стателова осуществила первое в болгарской этномузыке масштабное исследование иностранной музыкальной культуры. Целое десятилетие она изучала вокальную и инструментальную музыку «сербов». Результатом был еще один ее труд – «Близкий взгляд на чужую культуру». И высокая оценка специалистов.
Среди самых успешных книг проф. Стателовой – «Семь грехов поп-фолька» – это иронический взгляд на обособленную часть современной музыкальной реальности в нашей стране, собравшей фольк и поп-элементы.
«Мне бы хотелось быть более внимательной в отношении постоянного навязывания термина «поп-фольк», – объясняет проф. Стателова. – Мы назвали эту музыку поп-фольком или этно-поп. Разумеется, у нас есть право взять и традиционный для болгарской культуры термин, которым в ХІХ в. называли городскую развлекательную инструментальную музыку. Среди исполнителей обычно были и цыганские музыканты. Т. наз. «чалгии» (чалга) не удалось приобрести официального статуса в Болгарии. Единственная институция, которая развилась в нашей стране в 70-х годах, была т. наз. «свадебная музыка», которую я называю «шикарным изданием поп-фолька». Но мировая поп-мода сказала свое слово. В 80-х и 90-х годах ХХ века появился песенный поп-фольк, нашедший радушный прием среди тех болгар, которые связаны с балканским и Восточным. «Хитовый поп-фольк» стал индустрией и обеспечил хлеб чрезвычайному числу людей. Но вокруг него существует противоречивый дискурс. В связи с ним установлены «за» и «против». В нашем обществе есть две непримиримые группы. Поп-фольк для некоторых – синоним опошленного. Это, однако, никоим образом не понижает восторг почитателей этого стиля музыки. В качестве исследователя поп-культуры, я не могла остаться равнодушной к этому явлению.
Что касается моих музыкальных предпочтений, то я должна сделать одно признание. Музыкант не испытывает потребности постоянно плыть, пребывать в звуках. Так как он несет музыку в себе. Мы ценим тишину. Когда я слушаю музыку, не могу делать ничего другого. Я просто слушаю. Для меня созданное Рихардом Вагнером – среди самых высших достижений музыки. Мне никогда не достаточно его музыки. Я с нетерпением ожидаю его «Зигфрида» в Оперном театре в Софии. А когда думаю о себе, то считаю, что во мне живет неосуществленный комедиант. Я думаю, что комедийное – очень важно. Я ценю большой вклад русского ученого Михаила Бахтина, который ознакомил нас с карнавальной культурой Ренессанса. Он показывает нам, что, кроме серьезной, жизнь имеет и комическую сторону. У клоуна тоже есть своя правда о происходящем. И иногда она ‒ единственное честно высказанное мнение».
Перевод Марии Атанасовой
«Я люблю смешивать уровни в мышлении человека, приравнять уличное к академическому. Получается свежая комбинация из специализированных выражений и жаргона», ‒ говорит проф. д-р наук Розмари Стателова. Именно эта комбинация является ключом к доверию, которым неизменно одаривают ее слушатели и читатели. Так как кроме представителя «высокой науки», известного во всем мире, Розмари является неутомимым лектором, университетским преподавателем, публицистом. Она происходит из семьи интеллектуалов – как говорится, до девятого колена... Врачи, учителя... Согласно родовой традиции, сыновья Стателовых получали свое высшее образование за рубежом.
© Фото: архив
«Случалось так, что каждый из моих прадедов приводил себе жену из страны, где учился, ‒ рассказывает Розмари. – В качестве внучки супруги из Петербурга и дочери супруги из Мюнхена, я чувствую себя привилегированной. Я определяю себя как поликультурный, гибридный человек, для которого немецкое и русское настолько важны, насколько и болгарское. У меня была возможность расти с этими культурами. Мне посчастливилось родиться в семье, в которой музыка была основной ценностью. Мои родители хорошо знали немецкую, русскую и мировую классику. Моя мать играла на фортепьяно, а отец дирижировал… Никто и не удивился, когда в пятилетнем возрасте я начала играть и сочинять музыку. В те времена эстрадная музыка в Болгарии лишь сделала свои первые шаги. Я увидела ее активную социальную жизнь, ее большую культурную роль. И решила посвятить себя исследованию популярной музыки. Это ни в коем случае не было легко и удобно. В тот момент болгарская наука не видела смысла в работе со структурами поп-музыки. Для человека, обученного работать с крупными формами, очень странно использование трехминутных маленьких пьес, какие предлагает популярная песня. Да, говорила я себе, они сравнительно краткие, но дополняются переживаниями людей. В каждой песне живут воспоминания и переживания миллионов слушателей. Исследование поп-музыки – это исследование ее общественной жизни, ее огромной значимости».Розмари Стателова является первым болгарским ученым, кто проторил научную дорогу к поп-музыке, музыкальной эстраде, рок музыке и другим явлениям, которым посвящены две ее диссертации, ее научные труды. Проф. Стателова – автор девяти книг, сотни монографий и статей, некоторые из которых опубликованы в Германии, Венгрии, России, Франции, Финляндии, Польше, Хорватии.
«В поп-музыку проникают миллионы переживаний, - продолжает проф. Стателова. – Нельзя забывать, что есть возраст, в котором люди не могут без подобной музыки. Они становятся взрослыми посредством нее. Дополнительное эмоциональное наслаивание – это надо исследовать. Я особенно ценю ангажированную песню с интеллигентным текстом. «Умную песню», как я ее называю. Я накопила опыт в этой области в Германии, где бардовская песня очень развита. В 70-х годах я искала в нашей стране единомышленников, которые писали бы музыку к интеллигентному тексту. Было очень важно поощрить это искусство, которое и сегодня имеет свои фестивали, своих выявленных представителей. Вновь хочу подчеркнуть, что это музыка, которая принимает в себя человеческий материал – намного больше, чем любой другой вид музыки. Поп-культура щедро открывает свои пространства для вольностей и исполнителя, и слушателя. Поэтому я называю восприятие популярной музыки креативным, дополняющим, обогащающим».
Отдавая свою научную мысль популярным жанрам, проф. Стателова никогда не изменяла классической культуре, посредством которой сделала свои первые шаги ее нестандартная личность. Музыкально-критическая деятельность Розмари Стателовой почти полностью посвящена т. наз. художественной музыке. И еще один пионерский вклад – десять лет тому назад известная ученая получила приглашение из института в Германии, который занимается изучением славянского меньшинства в стране – т. наз. «лужишкими сербами» или «сорбами». Так проф. Стателова осуществила первое в болгарской этномузыке масштабное исследование иностранной музыкальной культуры. Целое десятилетие она изучала вокальную и инструментальную музыку «сербов». Результатом был еще один ее труд – «Близкий взгляд на чужую культуру». И высокая оценка специалистов.
Среди самых успешных книг проф. Стателовой – «Семь грехов поп-фолька» – это иронический взгляд на обособленную часть современной музыкальной реальности в нашей стране, собравшей фольк и поп-элементы.
«Мне бы хотелось быть более внимательной в отношении постоянного навязывания термина «поп-фольк», – объясняет проф. Стателова. – Мы назвали эту музыку поп-фольком или этно-поп. Разумеется, у нас есть право взять и традиционный для болгарской культуры термин, которым в ХІХ в. называли городскую развлекательную инструментальную музыку. Среди исполнителей обычно были и цыганские музыканты. Т. наз. «чалгии» (чалга) не удалось приобрести официального статуса в Болгарии. Единственная институция, которая развилась в нашей стране в 70-х годах, была т. наз. «свадебная музыка», которую я называю «шикарным изданием поп-фолька». Но мировая поп-мода сказала свое слово. В 80-х и 90-х годах ХХ века появился песенный поп-фольк, нашедший радушный прием среди тех болгар, которые связаны с балканским и Восточным. «Хитовый поп-фольк» стал индустрией и обеспечил хлеб чрезвычайному числу людей. Но вокруг него существует противоречивый дискурс. В связи с ним установлены «за» и «против». В нашем обществе есть две непримиримые группы. Поп-фольк для некоторых – синоним опошленного. Это, однако, никоим образом не понижает восторг почитателей этого стиля музыки. В качестве исследователя поп-культуры, я не могла остаться равнодушной к этому явлению.
Что касается моих музыкальных предпочтений, то я должна сделать одно признание. Музыкант не испытывает потребности постоянно плыть, пребывать в звуках. Так как он несет музыку в себе. Мы ценим тишину. Когда я слушаю музыку, не могу делать ничего другого. Я просто слушаю. Для меня созданное Рихардом Вагнером – среди самых высших достижений музыки. Мне никогда не достаточно его музыки. Я с нетерпением ожидаю его «Зигфрида» в Оперном театре в Софии. А когда думаю о себе, то считаю, что во мне живет неосуществленный комедиант. Я думаю, что комедийное – очень важно. Я ценю большой вклад русского ученого Михаила Бахтина, который ознакомил нас с карнавальной культурой Ренессанса. Он показывает нам, что, кроме серьезной, жизнь имеет и комическую сторону. У клоуна тоже есть своя правда о происходящем. И иногда она ‒ единственное честно высказанное мнение».
Перевод Марии Атанасовой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България