Станет ли Охридская архиепископия яблоком раздора для православного мира?
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Недавно патриарх Константинопольский Варфоломей признал Македонскую православную церковь, но под названием Охридский архиепископат, то есть область ее юрисдикции лишь в границах государства Северная Македония, исключая термин "Македонская" и любое другое производное от слова "Македония".
Таким образом, отколовшаяся в 1967 г. от Сербской православной церкви Македонская церковь уже не является раскольнической и таинства венчания, крещения и погребения становятся каноническими.
Это важное церковное событие прошло почти незаметно для болгар, большинство из которых вряд ли помнят о том, что Охридская болгарская архиепископия была основана в 1018 г. как правопреемник болгарской Преславской патриархии византийским императором Василием ІІ, известным также как Болгаробойца.
Согласно историческим источникам, захватив Болгарию, Василий II понизил статус патриархии в ранг архиепископии с центром в Охриде, но все же сохранил ее самостоятельность и дал ее предстоятелю титул "Архиепископ Охрида и всей Болгарии". Большинство ее священников и монахов были болгарами, но после первого архиепископа – Иоанна Дебрского (1019–1037) архиереями стали рукополагать византийских духовников.
Просуществовав 749 лет, архиепископия была уничтожена султанским фирманом 1767 года, а ее диоцез был присвоен Константинопольской патриархией. Два с половиной века спустя Охридская архиепископия восстановлена, но с какой целью и каков залог?
"Естественно, чтобы была каноническая преемственность, македонцы настаивают, что они являются наследниками Охридской архиепископии, это нормально, так как ее центр находится в Северной Македонии, – отметил журналист Горан Благоев в интервью телеканалу bTV . – Эта архиепископия, однако, не была бы возможна, если бы не было церкви Первого болгарского государства. Во всех документах Василий ІІ подчеркивал: "Мы застали главу этой церкви в Охриде".
Согласно Уставу Болгарской православной церкви, "Болгарская Патриархия является правопреемником Плисковской архиепископии, Преславской патриархии, Охридской архиепископии, Тырновской патриархии и Болгарского экзархата. Она едина и неделима".
Поэтому и болгарские историки категорически заявляют, что признание Македонской церкви Охридской архиепископией является посягательством на болгарскую историческую память. Такую позицию разделяет и проф. Дарина Григорова, преподаватель Исторического факультета Софийского университета Св. Климента Охридского:
"Это наше духовное наследие, так как Болгарская православная церковь является преемником Болгарской Охридской архиепископии. Это часть войны против православия и, посредством Вселенского патриарха, это уже произошло и в Украине признанием раскольников с его стороны. Теперь удар наносится по нашей Церкви и снова по православию. Думаю, что необходима какая-то реакция".
Историк медиевист проф. Христо Матанов рассматривает признание Македонской православной церкви не столько как противовес БПЦ, а как создание крупной геополитической интриги между Московской патриархией, Украинской патриархией, Македонской церковью, Сербской патриархией и Болгарский патриархией.
"Общественной тайной является, что Вселенский патриарх играет по американским правилам, а момент такого решения вряд ли выбран случайно, – отметил проф. Матанов в интервью БНР-Пловдив. – Несмотря на то, что религиозная тема не включается настолько прямо, Вселенский патриарх, очевидно, желает этим актом поддержать Украинскую церковь, хоть и индиректно".
Хотя и неофициально, из-за состояния здоровья болгарского патриарха Неофита, для Болгарской православной церкви "признание Македонской церкви как Охридская архиепископия – неприемлемо". "Если будет дано название Охридская архиепископия Македонской церкви, это для нас будет очень плохо. Это лишило бы нас огромной части нашей церковной истории и нашей правосубъектности", – прокомментировал в интервью БНР Ловчанский митрополит Гавриил.
"Решение Вселенской патриархии необходимо очень точно перевести, чтобы знать, что именно сказано, но ясно, что Вселенский патриарх восстанавливает евхаристическое общение с охридским архиепископом и народом, то есть признает канонический статус Македонской православной церкви. А в самом решении нигде не определено ее название, но она упоминается как Охридская церковь. Увидим, как будет реагировать и Сербская церковь, так как на нее возложено урегулирование административных вопросов. Посмотрим, что она решит", – дополнил Ловчанский митрополит.
"По моему мнению, это решение создает больше проблем, чем дает решений, – отметил в свою очередь журналист Горан Благоев, который считает, что БПЦ упустила возможность признать дочерней македонскую церковь еще в 2017 г. и теперь будет вынуждена принять ее независимость. – Что значит, что признается церковь с названием на территории государства, в котором нет слова "македонская". В православии есть принцип поместности, то есть данного места, данного государства и территории. Поэтому титул нашего патриарха – митрополит Софийский, то есть место его нахождения – София, и патриарх болгарский, имея в виду территорию, а не этнос. У македонцев будет проблема именно с названием их церкви, так как название Охридская архиепископия – это только для территории Северной Македонии, а что будет с тремя епархиями церкви за пределами Македонии, – в США, Канаде и две в Австралии, они также являются частью этой церкви".
Какой будет позиция Сербской православной церкви, которая также создала Православную Охридскую архиепископию – пока можно только гадать. А что касается Болгарской православной церкви – пока Его Святейшество патриарх Неофит не восстановится, официальная позиция не может быть принята.
Перевод Елены Паскаловой
Фото: ЕПА/БГНЕС, БГНЕС, Пламен ХристовИсточник: http://bnr.bg/