Сузана Клинчарова: «Наша задача не только виртуозно играть на арфе, но и вдохновлять композиторов на новые произведения»
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Арфа – источник вдохновения», так называется серия мастер-классов, которые проф. Сузана Клинчарова проводит в Новом болгарском университете (НБУ) в течение нескольких лет. Для сотен ее воспитанников по всему миру она сама является постоянным источником вдохновения – как исполнитель и неутомимый исследователь арфовой музыкальной литературы.
Проф. Клинчарова – одна из самых известных болгарских музыкантов. В течение десятилетий она осуществляет серьезную концертную карьеру, которую успешно сочетает с активной работой над записью музыки. С 1990 г. она профессор по классу арфы в Париже, регулярно проводит мастер-классы в Нью-Йорке и Софии. Была солисткой Токийского столичного симфонического оркестра, Национального оркестра Бельгии, Софийской филармонии, симфонического оркестра Сан-Франциско и ряда других известных оркестровых коллективов. Немало и престижных сцен, на которых она выступала в США, Японии, Франции, Бельгии и многих других странах.
Сузана Клинчарова родилась в семье художника Евгения Клинчарова и пианистки Веры Пановой. «Мной до такой степени овладело желание играть на фортепиано, что вместо сказки на ночь я просила маму, чтобы она играла для меня какую-нибудь из пьес, которые я любила», – вспоминает она. Начала заниматься в 5 лет, но в 12 ей пришлось отказаться от фортепиано из-за проблемы рук. Ей рекомендовали выбрать другой инструмент или вообще отказаться от музыки как профессии. Еще при первой «встрече» арфа околдовала ее резонансом, который возникает при игре, своим красивым звуком и возможностями поиска. Вот что рассказывает проф. Клинчарова о своих учителях и унаследованном от них знании и отношении к музыке.
«Арфа увлекла меня с первого прикосновения. Мой опыт с фортепиано мне очень помог, но арфовая техника чрезвычайно сложна. Моим большим шансом было поступление в класс Сусанны Милдонян, которая преподавала в Брюссельской консерватории. Она была одним из редких мастеров в умении преодолевать технические трудности и достигать интересного звукоизвлечения. Под ее руководством мне удалось добиться значительного развития. Она порекомендовала меня Пьеру Жаме, у которого она специализировалась по французской музыке. Он был живой связью с гигантами арфового искусства Равелем, Дебюсси, Форе, Капле, который вырос под их влиянием, исполняя их произведения согласно их прямым указаниям. Это была невероятная личность, он нес в себе цвет той эпохи. Он сам был прямым учеником Альфонса Хассельманса, которому мы обязаны многим в развитии арфы как сольного инструмента. Вспомним, что Сен-Санс, Форе и другие композиторы специально писали произведения для него и его класса.
Продолжая традиции связи учитель-ученик, проф. Клинчарова передает своим студентам идею, что их задача не только виртуозно играть, но и вдохновлять композиторов на новые произведения.
«Для нашего инструмента это чрезвычайно важная задача – направлять творцов. У арфы есть технические особенности, которые создают ограничения в работе композиторов. Иногда, в виде жеста в отношении своего друга-композитора, арфист может, как говорится, «поломать руки и ноги» и сыграть какую-то пьесу. Но чтобы данное произведение было жизнеспособно, чтобы оно стало частью репертуара, оно должна быть написано приемлемым для исполнения образом. 6-7 лет назад проф. Богданов предложил мне взять мастер-классы в НБУ. У нас всегда есть, по меньшей мере, одна пьеса современного композитора, над которой мы работаем. В этом университете возможно, чтобы в мастер-классах участвовали разные специальности – театр, изящные искусства, кино, даже факультет политологии присоединился к нашему последнему проекту. Это прекрасно, чтобы молодые люди имели широкое мировоззрение, чтобы арфисты понимали, что они не одни на сцене, а другие специальности – общались с новым и неизвестным».
В последние годы проф. Клинчарова сконцентрировала свою концертную деятельность в США, Франции и Болгарии. А работа в сфере звукозаписи ориентирована на сольные пьесы и камерную музыку. Специальное место в ее репертуаре имеют произведения болгарских композиторов, многие из них написаны специально для нее. Среди них произведения Лазара Николова, Илии Илиева, Васила Казанджиева, Любомира Денева, Ценко Минкина, Александра Кандова, Георги Арнаудова.
«К сожалению, одной концертной жизни не хватит, чтобы исполнить все, что бы хотелось», – сетует в заключение проф. Клинчарова.
Перевод Елены ПаскаловойИсточник: http://bnr.bg/