Толерантность болгар к другим этносам – характерная национальная черта или миф?
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Одна четверть болгар не желает иметь в качестве соседей представителей цыганского этнического меньшинства. Увеличивается также социальная дистанция в отношении этнических турков, которые все-таки пока удерживаются в группе относительно положительно воспринимаемых инонациональных диаспор, наряду с армянами, болгарами-мусульманами и евреями. Но даже эти древние этнические меньшинства не всегда принимаются болгарами, как желанные партнеры для брака, а всего лишь, как соседи или, в лучшем случае, как друзья. По сравнению с более старыми исследованиями, заметно снизилось и согласие болгар проживать в одном и том же населенном месте вместе с другими этносами. Самыми толерантными в этом отношении являются жители столицы и крупных городов, а также люди с высшим образованием.
Таковы результаты исследования на тему: “Социальные дистанции и этнические стереотипы в отношении меньшинственных групп в Болгарии”, проведенного недавно Институтом “Открытое общество”. Цель социологического опроса – проверить степень достоверности гипотезы о болгарской толерантности. Анкетированным были заданы два ключевых вопроса: “Существуют ли расовые и этнические предрассудки, скрываемые за маской толерантности?” и ”Если болгары толерантны к т. наз. “традиционным меньшинствам” – туркам, цыганам, армянам, евреям, то в какой степени эта толерантность распространяется на новые общности иммигрантов, появившиеся в Болгарии в последние годы?”. Вот как прокомментировал результаты исследования Боян Захариев из Института “Открытое общество”.
“Наше общество будет становиться все более многообразным. В общей сложности, стереотип создает иллюзорное представление, которое при более пристальном всматривании оказывается ошибочным. Я лично придерживаюсь мнения, что убеждение, согласно которому люди не рожаются преступниками и, что нет этнической группы, которая в принципе была бы более склонной к совершению преступлений, является более фундаментальным, нежели любые цифры и анализы. Далее нам уже следует установить, что именно побуждает нас воспринимать негативно данного отдельного человека или группу людей. Для меня ясно по дефиниции, что причины тому следует искать где-то в институтах, в отношениях между людьми, а не в их природе”.
Иследование также показало, что чем меньше мы знаем о данной группе людей, тем больше предрассудков распространяются в ее отношении. Мы всегда можем пользоваться статистикой с тем, чтобы доказать, что мы правы, а другая сторона – нет. А в данном случае эта другая сторона находится в невыгодной позиции меньшинства.
“В публичном пространстве нередко возникают дебаты, которые, в принципе, форматируются неправильно, - продолжает свой комментарий Боян Захариев. – Наше отношение к ныне существующим в стране национальным меньшинствам моделирует и отношение, которое мы будем иметь в будущем к немалой части новых общностей, когда будут восприниматься нами более реально. По-моему, способность преодолевать данные социальные дистанции путем политики является определяющим для того, в какой степени наще общество, в целом, обладает необходимыми умениями для интеграции в более крупные общности, как, например, Европейский союз. А воспитание подобных умений также в личностном плане, осознание мобильности как ценностное качество, могут помочь каждому из нас легче интегрироваться к любому новому месту, где мы можем оказаться, не чувствую себя при этом в незавидном положении иностранца, пришельца. Так что, если человек привык пользоваться теми механизмами, которые предоставляет доминирующая позиция какого-нибудь большинства, то он рискует попасть в свой собственный капкан, компрометируя таким образом свои личные шансы передвигаться свободно, общаться с другими людьми так, чтобы они легче воспринимали его и предоставляли ему шанс реализовать себя среди них”.
Картину превратного толкования стереотипа о болгарской идентичности, дополняет доц. Петя Кабакчиева.
Автор: Ивелина Ватова
Перевод Вили Балтаджияна