Произведение «Окна и апельсины» написал специально для 33-го фестиваля Праздники искусств «Аполлония» молодой и талантливый композитор Петр Керкелов. Это была одна из пяти премьер, представленных в этом году в Созополе, в исполнении камерного ансамбля «Софийские солисты» под управлением дирижера Пламена Джурова. Впервые на болгарской сцене прозвучал также и Двойной концерт для гитары и бандонеона с оркестром Астора Пьяццоллы, на котором сольные партии исполнили гитарист Георги Василев и аккордеониста Красимир Штерев, которые уже долгие годы живут и работают за рубежом, но специально прибыли в Болгарию, чтобы уважить публику фестиваля «Аполлония».
Другими премьерами на сцене Амфитеатра черноморского городка стали спектакли хора «Мистерия болгарских голосов», балета «Арабеск», представившего классическое произведение «Ромео и Джульетта», и программа джаз певца Васила Петрова, посвященная знаменитому Алу Жеро.
Внимание публики привлекли также камерные концерты, прошедшие на сцене Археологического музея в Созополе. Их программа началась сольной программой пианистки Доры Делийской, об интереснейшей концепции которой расскажет сама артистка.
«Идею об этой программе я развивала на протяжении десяти лет. Меня, в первую очередь, спровоцировали симфонии и квартеты Дмитрия Шостаковича. Я сравнительно поздно открыла для себя его клавирное творчество, в котором меня особенно впечатлила его уникальный стиль композиции. В 1950 году Шостакович был членом жюри конкурса для исполнения произведений Баха. Тогда он приступил к написанию цикла прелюдий и фуг, представленных, однако, новым, современным образом. Я долгие годы проводила параллельный анализ этих двух циклов – Баха и Шостаковича, в поисках общего между ними. Со временем я установила, что есть очень сильная связь между их тональностями. Тем не менее, мне долгое время не удавалось представить концепцию этого своего открытия. Что касается произведений Шопена, то их подключение к моей программе можно назвать, скорее всего, интуитивным. Хорошо известно, что он также писал прелюдии, но я решила исполнить его этюдов, которые сделал весь проект очень гармоничным, придавая ему особую мягкость. Что касается названия проект, то речь идет об интересном совпадении, так как символы тональностей представленных мной произведений B-A-C-H (си бемоль, ля, до и си) совпадают с написанием латынью имени великого Иоганна Себастьяна Баха».
На камерной сцене Археологического музея в Созополе свой талант представили и другие болгарские музыканты, среди которых Валентин Геров, Минчо Минчев, Анатоли Кръстев и другие крупные имена отечественной классической музыки.
Более специальное внимание мы уделим клавирному дуо Лора Чекоратова – фортепиано и Георги Вылчев – скрипка, которые, окончив престижный музыкальный колледж Juilliard School в Нью-Йорке, остались работать в мегаполисе. Тем не менее, Лора уже много лет работает над проектами, в рамках которых предоставляет возможность талантливым болгарским музыкантам и композиторам представить свое творчество в Нью-Йорке. Для фестиваля «Аполлония» двое музыкантов представили интереснейшую программу из произведений как классических, так и современных композиторов. Место среди них нашла проживающая в Лондоне болгарка Добринка Табакова. Камерное дуо исполнило в Созополе целых три ее произведения. Более подробно о программе концерта рассказала сама Лора Чекоратова:
«При составлении программы мы старались подобрать разные по характеру произведения. В конечном счете, в первой части мы исполнили классические сонаты Моцарта и Брамса, а во второй – произведения современных композиторов. Мы как музыканты, которые живем и работаем в Америке, всегда стараемся представлять в Болгарии пьесы американских композиторов. На этот раз мы выбрали произведение Пола Шенфельда – Four Souvenirs («Четыре сувенира»). Специальное внимание мы уделили также произведениям Добринки Табаковой – Modetudes, «Родопы» и Through the Cold Smoke («Сквозь холодный дым»). Мы уже несколько лет тесно сотрудничаем с ней, представляя ее музыку по всему миру. По-нашему мнению, она является одним из самых достойных и талантливых современных болгарских композиторов».
На джаз сцене «Аполлонии» меломаны и гости фестиваля имели возможность услышать большую часть проектов, представленных в этом году в Софии. Среди них и исполнения таких коллективов, как Антони Дончев трио, «Джазаница», JP3, Jazz Surpise, The Golden Project, Jazz Cats, Минимум квартет и Myxtet. Последний из них – авторский проект Михаила Йосифова, о котором более подробно расскажет сам талантливый трубач:
«Программа, которую мы представили, почти полностью составлена из моих авторских пьес. К ним следует добавить и пьесу нашего пианиста Васила Спасова, которая так понравилась мне, что я «присвоил» ее. В целом, речь идет о музыке, которую я писал на протяжении лет, но до сих пор не мог найти подходящее место и форму, чтобы представить ее в целостном виде. Эти пьесы я задумывал, скорее всего, как джазовую музыку, нежели как сценичное шоу. Интересное в этом проекте и то, что в нем нет брас секции, а только фортепиано, ударные инструменты, бас, гитара и труба. Myxtet также привлекает внимание тем, что он представляет собой мультимедийный проект. Благодаря Георги Георгиеву и Милене Вылнаровой получилась очень интересная арт инсталляция. Вот почему я решил создать Myxtet – открытый проект, который я намерен развивать и в будущем».