Владо Тилев вслушивается в души музыкальных инструментов
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Играя на скрипке, Николо Паганини проявлял такую демоническую мощь над своим инструментом, что о нем шла молва, как будто бы он заключил договор с дьяволом. На самом деле, однако, несмотря на все эти зловещие догадки, красивейшая музыка, которая лилась из его скрипки, была плодом божественной души инструмента. Именно "душкой" назвали мастера тот элемент скрипки, который возвышает ее до небес.
Вслушиваться в души струнных инструментов было детской мечтой Владо Тилева. То, что все без исключения в его артистической фамилии играли хотя бы на одном инструменте, как бы предопределяло для него судьбу музыканта. Владо, однако, постоянно чинил или настраивал свою виолончель, и когда в возрасте всего лишь 12 лет попал в ателье своего соседа – скрипичного мастера, он сразу почуял свое подлинное призвание, за которым следует и по сей день.
Вот как уже более 20 лет Владо Тилев реставрирует старые и изготовляет новые струнные инструменты в своем ателье. И так как, по его собственным критериям, хороший мастер обязан быть и хорошим музыкантом, он окончил консерваторию немецкого города Эссен по классу виолончели, параллельно посещая ателье лучших мастеров скрипок. Сегодня Владо, достигнув мирового уровня в своей профессии, смеет утверждать, что ему удалось разгадать некоторые из секретов непревзойденных по своему качеству инструментов, вышедших испод рук великих мастеров ХVІІ-ХVІІІ вв. из фамилий Страдиварий, Амати, Гварнери.
«В отличие от людей, инструменты далеко не бессмертны, хотя мы иносказательно говорим, что у каждого из них, как и у человека, своя душа. Они, составлены, прежде всего, из материи, и, как все материальное в этом мире, они стареют. Их материя подвергается изменениям, деформациям, даже деградации, и в какой-то момент свойства древесины, из которой они созданы, исчерпываются. Вот почему, спустя примерно 500 лет, образцы, которые сейчас
Не менее важно, однако, и то, кто именно будет играть на данном инструменте, уверен мастер. «Сколь бы ни был прекрасным данный инструмент, попади он в руки, это, наверное, прозвучит как бы грубо, но все же, у никудышного музыканта, спустя некоторое время, он все равно заткнется, звук у него потускнеет, то есть, потеряет свободу и яркость, свой красивый тембр. Вот почему очень важно, чтобы музыкант умел правильно извлекать звуки, позволять инструменту развиваться, правильно вибрировать с тем, чтобы его звучание постоянно улучшалось».
Владо Тилев всегда стремится вверять свои инструменты в верные руки. Так, например, в минувшем году его фонд в поддержку молодых музыкантов предоставил мастерскую скрипку и виолончель двум девушкам из музыкального училища в Софии. «В ноябре мне предстоит провести новое прослушивание в Национальном музыкальном училище имени Любомира Пипкова, так как я намерен предоставить еще одну скрипку, – делится мастер. – Ну а скрипку, которую в минувшем году я предоставил Марине Мариновой, останется у нее еще на год, так чтобы она могла закончить 12-й класс, то же самое касается и виолончели Наумы Найман. Далее наш фонд намеревается дарить музыкальному училищу еще пять маленьких скрипок для самых юных ребят, которым очень трудно найти подходящий инструмент».
Перевод Вили Балтаджияна
Фото: личный архивИсточник: http://bnr.bg/