Фракийские оркестры посвящают концерт Петко Радеву – легенде в народной музыке и в искусстве кларнета
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
В знак признательности человеку, учителю, музыканту, акад. Петко Радеву, который покинул этот мир в сентябре прошлого года, его друзья и коллеги, совместно с муниципалитетом Чирпан, организовали концерт 13 апреля. Поводом стало 85-летие со дня его рождения. В концерте приняли участие оркестры «Канарите», «Славяни», «Конушенская группа».
Редкие музыканты добиваются высоких вершин одновременно в симфонической и в народной музыке. Профессиональный путь всемирно известного кларнетиста Петко Радева – один из редких примеров этого. Он возвысил авторитет народных музыкантов. Помогал им советами в поисках репертуара, поддерживал их в сохранении чистоты фракийского стиля, следовании звучанию старых кларнетистов. Годами он был желанным и особым гостем на всех фольклорных праздниках и фестивалях в регионе Фракии. Петко Радев родился в селе Свобода, Чирпанской области. Унаследовал музыкальность от своего отца. Ребенком стал играть на отцовском кларнете. Увлекся свадебной музыкой, когда впервые услышал выступление «Первомайской группы» и ее кларнетиста Стойчо Кузмова. Категорическое желание посвятить себя любимому инструменту привело его в Музыкальное училище в Софии, позднее поступил в Национальную музыкальную академии имени Панчо Владигерова, в класс проф. Савы Димитрова.Еще студентом (в 1957 г.) Петко Радев стал лауреатом первой премии Международного конкурса исполнителей в Женеве. Работал первым кларнетистом в ведущих симфонических оркестрах – Болгарского национального радио, Софийской филармонии. В течение 11 лет был солистом-оркестрантом театра «Ла Скала». Выступал под управлением таких дирижеров как Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Леонард Бернстайн и др. Но всегда находил время и для своей любимой фракийской музыки. Основал оркестр, для которого делал аранжировки и записывал свои хоро, рученицы, песни для известных народных певцов – Пенки Павловой, Груйчо Дочева и др.
Посвящал время и педагогической деятельности в качестве профессора по кларнету в музыкальных академиях Софии и Пловдива. Многие его ученики следуют его примеру и также работают в двух жанрах.
Вот что рассказал Никола Илиев, руководитель, «Конушенской группы», ученик и друг выдающегося болгарского кларнетиста: «Весь мой творческий путь связан с Петко Радевым. Я был школьником в Садово, когда стал играть на кларнете. Услышал по радио его записи и был настолько впечатлен, что хотел его имитировать. Кроме блестящей техники, у него чудесный звук инструмента. Узнав обо мне, он приехал в техникум в Садово и я ему сыграл. Так мы познакомились и началась наша дружба. Он сказал мне, что я должен учиться музыке и совершенствоваться. Посоветовал мне, кроме высот народной музыки идти и к другим вершинам. Я поступил в Музыкальное училище в Пловдиве, затем в консерваторию в Софии, под его руководство, и бесконечно доволен всем, чему я научился. Он был моим учителем не только в музыке, но и в жизни. Говорил мне, что должна существовать коллегиальность и дружеское соревнование, что надо постоянно учиться, расширять свой кругозор в музыке. Он подарил мне и инструмент.Я не могу подобрать верные слова, которыми описать этого прекрасного человека. Очень сожалею, что его нет. Оба моих сына окончили Академию в Софии у него, затем и аспирантуру в «Juilliard School» в Нью-Йорке. Петко Радев советовал мне в своих композициях выстраивать мотивы так, чтобы была благозвучность и людям нравилось. Чтобы не было «болтовни», выдумок. Лучше, вместо 5 хоро, сделать одно, но чтобы оно осталось в истории. Все должно иметь свою ценность, быть тщательно продумано. Нельзя отделяться от стиля своего родного края, а в музыке надо воспроизводить то, что по душе. Такими были самые ценные рекомендации моего учителя».
Перевод Елены Паскаловой
Источник: http://bnr.bg/