Вышивки Софийской области хранят доисторические знания и мудрость

Вышивки Софийской области хранят доисторические знания и мудрость

«Доисторические символы на рукавах народных костюмов Софийской области» – таково название очень интересного исследования. Эта книга издана в двух частях, а ее автор Юлия Боева. Она – выпускница Национальной музыкальной академии им. Панчо Владигерова, доктор искусствоведения, много лет работала научным сотрудником в Научно-исследовательском институте культуры при Болгарской академии наук. После закрытия института, стала свободным художником. За ее плечами самостоятельные выставки и многочисленные участия в общих экспозициях в Болгарии и за ее пределами. Юлия – автор пяти книг, посвященных мудрости эпохи неолита, дошедшей до нас сквозь тысячелетия.

Вышивки Софийской области хранят доисторические знания и мудрость

«Начинала я с доисторических знаков, – рассказывает автор. – Всю жизнь интересовалась археологией и особенно эпохой неолита. В сравнительно раннем возрасте узнала каков смысл одного из самых характерных знаков доисторической культуры и так начала наблюдать и делать открытия. В 2010 году издала «Мудрость Великой матери» – монографию о семиотической системе в эпоху неолита. В ней только упоминаются параллели с явлениями народного искусства. И вот, на выставке Этнографического музея, я увидела в мотивах вышивки доисторические символы – рожающую богиню и рогатые головы.

Вышивки Софийской области хранят доисторические знания и мудрость

Такая же комбинация, датированная 6 тысячелетием до н.э., обнаружена в Анатолии. Тогда мне захотелось понять, каково значение этой комбинации, явно очень важной, если судить по тому, что за целых восемь тысячелетий она не исчезла».

Вышивки Софийской области хранят доисторические знания и мудрость

Вдохновленная этим открытием, Юлия Боева начала собирать музейные и интернет-фото с изображением рукавов народных костюмов. Вначале исследовала и систематизировала геометрические вышивки, где есть с десяток видов крестов, одинаковых с доисторическими знаками, в том числе со свастикой.

«Невероятно то, что в вышивках сохранились основные идеи и закономерности доисторической культуры, – продолжает Юлия. – Сельская культура возникла во времена неолита, тогда установились традиции, которые надо было соблюдать. Особенно в женском искусстве и мастерстве, которые оставались в стороне от изменений в общественной жизни. По историческим причинам, в Болгарии сохранилось очень много старинных обычаев, народных костюмов и пр. А вышивка на одежде болгар была обязательной – считалось, что одежда без вышивки недостаточно защищена, вышивка обрамляет все места соприкосновения человека с природой. Один из характерных символов – крестовидный знак. Он – своеобразный ориентир сторон света, круговорота Солнца, жизни человека, знак правильности, космичности. В Софийской области появилось название «елбетица» – крестовидное сочетание четырех птиц и четырех изображений богини с поднятыми руками.

Вышивки Софийской области хранят доисторические знания и мудрость

Я проанализировала множество елбетиц и выяснила, что в них представлено возникновение и развитие мира из одной точки, которая увеличивается и разрастается в четырех направлениях в виде космоса. На определенном этапе этого геометрического развития появляются изображения богини в четырех (или восьми) направлениях света. В доисторической культуре богиня обозначала весь мир».

По мнению Юлии Боевой, бесспорно, в эпоху неолита люди знали, что означают символы. Постепенно их значение начинает исчезать, но женщины, повторяя совсем точно передаваемые из поколения в поколение изображения, сохранили вместе с ними и понимание соответствия между миром и человеком. Эти знаки – способ сознательного вызова и поддержания порядка как в мире, так и в традиционном сельском обществе.

Перевод: Снежана Никифорова

Фото: Юлия Боева


Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх