Национальная идея в современной Болгарии

Национальная идея в современной Болгарии

Эта статья написана не как научное или социологическое исследование.Скорее всего, ее можно определить, как некоторые выводы, сделанные на основе длительного мониторинга болгарской прессы, выступлений политиков, публицистических статей и других текстов, опубликованных в открытой печати. Эти выводы не претендуют на истину в последней инстанции, и, разумеется, носят печать некоторой субъективности. Но кто знает, что есть истина, и что есть полная объективность? Это вопрос философский.

 

 

Потеря ориентиров

В последние несколько лет многие болгарские историки, литераторы, публицисты задаются вопросом, – есть ли в Болгарии национальная идея, способная быть стержнем, на котором может развиваться, как нация, так, собственно, и болгарская государственность.  

Надо отметить, что попытки сформулировать и утвердить национальную доктрину в Болгарии имеются. В частности, в середине 90-х годов прошлого века Научный центр Болгарской национальной стратегии (НЦБНС) разработал и в 1997 году представил документ «Болгарская национальная доктрина «Болгария в 21 веке»».  Документ был разработан коллективом видных болгарских ученых под руководством академика Григора Велева. После обнародования документа в течение двух лет была проведена широкая общественная и научная дискуссия в разных слоях болгарского общества, как в самой Болгарии, так и за рубежом. В 1999 году документ был представлен на утверждение в болгарский парламент, но данный вопрос так и не был внесен в повестку дня работы парламента.

С тех пор документ каждые два-три года подвергался переработке, и последний вариант его текста датирован 2007 годом. При этом ни одна попытка утвердить на государственном уровне документ, который должен был служить основой формирования национальной идеи общества, формулирования национального идеала и проистекающих из них национальных интересов государства, так и не увенчалась успехом. В результате, как заявил недавно сам академик Велев в эфире болгарского телеканала СКАТ, Болгария является единственным государством в Европе, которое не имеет своей национальной доктрины.

Причины столь равнодушного отношения болгарских народных избранников к основополагающему документу государства, - это тема отдельной публикации. Единственное, что стоит отметить — отсутствие национальной доктрины не мешает болгарским властям принимать различные стратегии, касающиеся, к примеру, национальной безопасности страны.

Тема национальной идеи, сохранения национальной идентичности болгарского общества находят себе место только, как результаты анализов и мнений различных ученых, социологов, историков. Все их можно рассматривать на уровне частных мнений, поскольку государственного документа на эту тему нет. И по мнению многих ученых Болгарии, именно в этом кроется причина морально-психологического упадка в стране.

«Трагично для Болгарии в настоящий момент, что в ней имеются сильные политические партии и течения, которые борются за интересы нации (левые) и государства (либералы), однако они отказываются думать и содействовать решению проблемы отсутствия в стране национальной доктрины. ...Рост материального богатства, что является основой некоторых предложений по будущей национальной доктрине, – это, разумеется, важная задача развития нации, но не единственная, и не самая важная», – пишет профессор Иван Иванов .

В подавляющем числе публикаций авторы утверждают, что единственный период новейшей истории Болгарии, когда общество имело одну объединяющую всех идею, – это период Возрождения и последующий за ним период Освобождения и становления молодого болгарского государства.

Немного истории

Болгарская национальная идея начала свое первое формирование в конце 18 века, когда Паисий Хилендарский написал труд «История славяно-болгарская». Именно в ней, впервые за века турецкого рабства, болгары провозглашались не просто христианами – подданными Османской империи, а как отдельный народ, отличный как от турок-исламистов, так и от православных греков. Обособление болгарской идентичности и определение их, как отдельной нации и стало той духовной основой, той национальной идеей, на которой впоследствии и было создано болгарское национально-освободительное движение.

В результате Третьей Русско-турецкой войны, называемой Освободительной (1877–1878г.г.), болгары получили возможность создать самостоятельное государство. Однако, по решению Берлинского конгресса, в новое болгарское государство не вошли многие области, заселенные болгарами. И идея объединения всех болгарских земель стала продолжением Паисиевой национальной идеи. 

Именно это объединяющее стремление стало основной причиной всех последующих побед и поражений Болгарии. Объединение Княжества Болгарии и Восточной Румелии 129 лет назад, Балканские войны, а также то, что в Первую и Вторую мировые войны Болгария была союзником агрессивных держав, выступавших инициаторами войны, – одной из основных причин таких решений было желание присоединить к Болгарии земли соседних государств, населенные, как считали и считают в стране, болгарами.

В современной болгарской историографии времена 1944-1989 годов определяются, как «социалистический тоталитарный режим», «годы потери болгарской национальной идентичности», по причине засилья советской идеологии и насаждения интернационализма в болгарском обществе.

Вот что пишет в своей статье «Българската национална идея през XXI век» (Болгарская национальная идея в 21 веке) молодой историк Димитр Петров. «Справедливости ради отметим, что после 1944 года коммунисты пытались выдать за национальную идею стремление создать развитое социалистическое общество, которое однажды приведет страну к коммунизму. И поначалу эта идея находила место среди части болгарского населения (преимущественно среди самых низких прослоек общества, которое характеризовалось низким уровнем ментальности и, следовательно, легкой управляемостью). Но эта идея не смогла стать объединителем нации, поскольку не возникла естественно, а была навязана «сверху»».

После того, как в 1989 году в Болгарии начался процесс демократических перемен, необходимость создания общенациональной идеи неоднократно высказывалась многими учеными страны. В результате и был разработан документ «Болгарская национальная доктрина «Болгария в 21 веке»», о котором говорилось в первой части этой статьи. Однако, до сих пор официально принятой национальной доктрины в Болгарии нет.

Национальная идея и национализм

Как известно, свято место пусто не бывает. И как бы не пропагандировались в болгарском обществе «демократические ценности» современного евроатлантического общества потребления, историческая память столь древнего народа, как болгары по-прежнему толкает болгар на поиски духовных основ существования.

Эту потребность болгар все чаще начинают использовать в своих интересах различные политические и общественные структуры страны. Вместо национальной идеи, «за» объединение нации, независимо от религиозной, национальной и культурной принадлежности, обществу предлагаются постулаты националистического объединения «против» кого-то. И в качестве противников называются граждане другой этнической принадлежности, религии, культуры. При этом болгарская культура подменяется самобытностью и традициями. В частности,проявлениями современной болгарской культуры считаются болгарская кулинария, песни, танцы и народные промыслы.

Такой неразберихой весьма успешно пользуются болгарские националисты, представляя обществу в качестве основы для объединения следование традициям болгарской старины. Что выражается в культивировании великого множества больших и маленьких фестивалей народных песен, танцев, болгарских национальных одежд разных эпох, церемоний поклонения героям различных восстаний, войн и сражений и прочее.  (Тут, кстати, можно провести параллель с украинским обществом, где основами развития крайней степени национализма, – нацизма, стали именно пропаганда национальных обычаев, одежд, «парадов вышиванок», восхваление националистических лидеров и переписывание истории).

В болгарской прессе постоянно печатаются победные реляции о том, что, к примеру, болгарская кухня, какой-то обычай или обряд признан ЮНЕСКО, как нематериальное культурное наследство. Интересно, отметить, что градиент деятельности во всех этих случаях направлен в прошлое. Каких-то массовых мероприятий, нацеленных на будущее развитие болгарского общества, практически не проводится.

Дополнительным стимулом для обычных болгар примкнуть к националистическим движениям является давление «европейских ценностей» – гей-парады, легализация однополых браков, толерантное отношение к паразитирующей части общества, например, к цыганам, активное проповедование ислама в стране, поддерживаемое соседней Турцией и прочее. Все это вступает в противоречие с сохранившимися у болгар духовными основами и постулатами православия. Дополняясь материальными проблемами, общей неустойчивостью ежедневного существования, все это вызывает у болгар ощущение ненужности бытия. Не случайно в последнее время число самоубийств у болгар стабильно растет.

В поисках выхода

Все чаще в болгарских СМИ появляются статьи, где фиксируется усиление негативных тенденций в болгарском обществе. Каждая отдельная публикация посвящена определенному случаю или определенной ситуации, но в целом все это создает весьма безрадостнуюкартину. Болгарское общество больно, болгарское население резко сокращается и стареет. Все больше молодежи уезжает за границу, социальные институты страны находятся на грани банкротства. Национальная стратегия по сохранению болгарской нации, основанная на национальной идее, попросту отсутствует, и нет никаких признаков, что в ближайшее время она появится. Дополнительным негативным фактом является то, что ООН включило Болгарию в список этносов, обреченных на окончательное исчезновение.

Еще одним фактором негативных тенденций в болгарском обществе являются национальные черты болгар, – отсутствие агрессии, покорность судьбе, нежелание идти на конфликт, отсутствие интереса к новому. Не случайно самыми распространенными болгарскими поговорками являются «Не ми пука» (меня это не колышет), «Абе, кой си ти, да ще ме учиш!?» (Ты кто такой, чтобы меня учить?) и «Не ми давай акъл, пари ми дай!» (Не учи меня, а дай денег).

Интересно отметить, что в последнее время в Болгарии стали появляться публикации, подвергающие сомнению необходимость,собственно, самой национальной идеи. «Может ли такой малый народ, как болгары, чьё национальное Воз­рож­дение закончилось уже в современную буржуазную эпоху, претендовать на национальную идею?», – задается вопросом известный болгарский публицист Панко Анчев. И отвечает: «Болгарская история не даёт нам оснований считать, будто у нас есть некая особая миссия». И уточняет, что болгарская национальная идея в современных условиях состоит в том, чтобы для выживания, как нации «обращаться то к одним, то к другим великим силам».

«В этом болгарская идея. Она может нам не нравиться, может нас унижать, она может быть мелкой, жалкой и противной, но это наша идея. Нам никак нельзя от неё отказаться и зажить с мыслью, что и от нас зависят судьбы человечества», – пишет Панчо Анков, и добавляет, что возможно свою самобытность болгары утвердят в будущем. И, может быть, именно тогда и создадут свою национальную идею.

 

Владимир Асанов

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх