Харалампи Тачев – художник, который знал, как сделать Софию красивой столицей
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Пышные орнаменты, изящество и внимание к деталям – вот что отличает фасады и внутреннее убранство немногих сохранившихся до наших дней общественных зданий, построенных в начале прошлого века. Каждый житель Софии сразу же узнает эмблематические орнаменты, например, на Городском крытом рынке, Центральной минеральной бане (в одной из частей которой сегодня размещается Музей истории Софии), Синодальной палате, мавзолее князя Александра Баттенберга, витражи Столичной библиотеки. Общее между ними то, что они – дело талантливого болгарина – художника Харалампи Тачева. Он также автор герба Софии, который и поныне является представительным символом столичного города.
Хотя Харалампи Тачев родился в Пловдиве, всю свою сознательную жизнь он провел и работал в Софии и внес свой значимый вклад в формирование облика болгарской столицы. Художник работал в характерном архитектурном стиле начала ХХ века. “Это форма болгарского сецессиона, переломленного через сохранившиеся миниатюры Средневековья, украшения в рукописях. Из них он заимствовал мотивы, и поэтому они украшены довольно пышно”, - рассказал в интервью “Радио Болгария” Александр Вычков, доктор искусствоведения, один из немногих исследователей наследия Харалампи Тачева:
“Стоит только остановиться и присмотреться к деталям, как можно поразиться многообразию цветов и форм. Особенно характерно здание Центральной минеральной бани в Софии, где присутствуют исключительные детали. Интересен факт, что они были изготовлены в Болгарии, на не существующей ныне фабрике “Изида” в расположенном недалеко от Софии городе Елин-Пелин.
Там почти нет повторяющихся деталей несмотря на то, что модули ритмично чередуются на фасаде. Несколько лет назад, когда началась реставрация фасада, проблема восстановления некоторых поврежденных временем орнаментов оказалась практически непреодолимой. Технология утеряна, а фабрика в Елин-Пелине сегодня производит керамическую плитку. Умения старых мастеров утрачены, и некому восстановить такую сложную технику, какой является майолика, при помощи которой украшена баня в Софии”.
Важным было участие художника в международных выставках с начала ХХ века в Льеже, Милане, Лондоне и Париже. Он принимал активное участие в проектировании павильонов, в которых выставлялась Болгария. В их оформление он включал характерные национальные элементы, которые сильно впечатляли международную публику. Харалампи Тачев – среди пионеров и в геральдике. На практике, до этого момента – начала нового века – геральдика была практически неизвестна болгарским художникам, как и иностранцам, прибывающим работать в Болгарию:
“Тачеву пришлось начать с нуля. Сначала провести исследование, а затем изготовить символ города, который должен был соответствовать строгим требованиям, формировавшимся веками. Может быть, праздник столичного города следует связывать, прежде всего, с созданием герба Софии. Он был изготовлен в экстренном порядке в 1900 году, когда шла подготовка к участию во Всемирной выставке в Париже. Городские власти в какой-то момент осознали, что у столицы нет герба, и это неприемлемо для государства, идущего к своему цивилизованному выбору. Тогда молодому, 25-летнему на тот момент, Харалампи Тачеву поручили создать герб Софии. Схема его герба состоит из 5 элементов, заключенных в стилизованный щит. Затем эта же схема будет повторяться в разных формах в гербах многих других болгарских городов, а его работа послужит образцом для их изготовления”.
Перевод Десиславы Семковской
Фото: visitsofia.bg, sosofia.com, БГНЕС, архив
Источник: http://bnr.bg/