"Литературные страницы": Пламенный поэт начала ХХ века Никола Вапцаров – между грубой реальностью и романтикой мечты
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Никола Йонков Вапцаров родился 7 декабря ( 24 ноября по старому стилю) 1909 года в маленьком пиринском городке Банско, в семье известного македонского революционера. Его мать была образованной женщиной, получившей воспитание в американском колледже города Самоков. В 1924 году Вапцаров окончил гимназию и поступил в Варненское морское техническое училище. Ему рано пришлось начать трудовую жизнь. И где бы Вапцаров ни работал — механиком на фабрике, кочегаром на тепловозе, — везде он принимал активное участие в политической жизни страны. Его активная общественная деятельность послужила причиной многих конфликтов с властями.
Она же стала поводом ареста Вапцарова в 1940 году. Тогда он принимал участие в сборе подписей за мирный пакт с Советским союзом. В этом же году был издан и единственный сборник стихов Николы Вапцарова „Песни мотора”. В начале 30-х гг. Вапцаров вступил в ряды Болгарской коммунистической партии. В конце 1941 г. по поручению ЦК БКП участвовал в создании антифашистских подрывных групп, а в марте 1942 г. был арестован и после длительного следствия приговорен к смертной казни. В тюрьме он написал и два своих последних стихотворения – „Прощальное” и „Борьба так беспощадна и жестока”. Никола Вапцаров был расстрелян 23 июля 1942 года.
За свою короткую жизнь Вапцаров написал сравнительно мало – 50 стихотворений, одну драму „Когда волна бушует”, несколько стихотворений для детей и с десяток статей. Часть стихотворений, среди которых и два предсмертных, не печатались при жизни поэта, а были изданы намного позже, в его избранных сочинениях. Когда в 1940 году вышел единственный сборник стихов Вапцарова „Песни мотора”, то, по свидетельствам современников, на них практически не обратили внимания ни в литературных кругах, ни в кругах пролетарских писателей. Своеобразная стилистика стихотворений Вапцарова не позволяла читателям, привыкшим к обычной пролетарской риторике, оценить их значение для болгарской литературы.
Художественный мир Вапцарова контрастно разделен на два враждующих, непримиримых лагеря, словно арена вечной борьбы Добра и Зла. С одной стороны, – социальный ад, жестокая жизнь, которая губит человеческое в человеке, обрекает его на страдания и нищету. Это мир мрачного прошлого, лишенного света духовных ценностей, подавляющего любой порыв человека к красоте и идеалу. С другой стороны, – будущее человеческого прогресса, в котором воскресают нравственные ценности бытия и жизнь наполняется радостью и смыслом. Между ними настоящее – баррикада, на которой каждый должен найти свое место и защищать его даже ценой жизни. Потому как именно здесь и сейчас, в настоящем, в этот миг жизни человек вовлечен во вражду между „кровавой ретроградностью” и романтикой новой жизни. И его выбор определит образ и мира, и человека. Поэзия Вапцарова сосредоточена именно на этом выборе.
Единственную прижизненную книгу Вапцарова „Песни мотора” открывает стихотворение „Вера”, которое многие критики считают программным. Это вера в духовную силу, которая изменяет и мир, и человека. Только она, вера, может придать смысл существованию. Она открывает новые горизонты перед человеком и сбрасывает оковы реальности как неизменной данности. В вере человек преодолевает зависимость от природного и социального, возвышается до абсолютной свободы духа творить себя и свой мир. Так завод становится „заводом жизни”, а машины порождают новую романтику и труд приносит радость, когда человек воскрешен как высшая ценность.
Вера
Вот я живу –
и тружусь
и дышу.
Эти стихи
(как умею)
пишу.
Жизни в глаза
исподлобья
гляжу я.
Сколько есть сил,
ей не уступлю я.
Как бы со мною
жизнь была зла,
я не питаю
нисколько к ней зла.
Наоборот, наоборот!
Жизнь, что нас в лапы
грубо берет,-
как ни тяжка эта лапа стальная, -
и умирая,
буду любить!
Буду любить!
Скажем, накинут
мне петлю на шею,
спросят:
«Хочешь прожить хоть полдня?»
Я заору:
«Снимайте, злодеи,
рвите скорее
веревку
с меня!»
Все бы я сделал
для Жизни – вот этой, -
с опытной, пробной
взлетел бы ракетой,
сам бы
в мотор
обреченный полез –
новые звезды
искать меж небес.
Было бы мне
хорошо на душе –
видел кругом бы
небес синеву я.
Было бы мне
хорошо на душе,
хоть оттого,
что покуда
живу я
и существую!
Но отнимите
зерно, не более,
зерно пшеничное
от моей веры!
Я бы тогда
заревел от боли,
Как в сердце раненая
пантера.
(перевод Б.Слуцкого)
Стихи Вапцарова – очень человечны, просты и понятны. Пожалуй, никому из его сверстников не удавалось достигать такой лирической простоты в разговоре на темы сугубо общественные и так глубоко проникать в личный, внутренний мир человека. Его лирику невозможно разделить на гражданскую и интимную. Великолепным в этом отношении примером является стихотворение „Письмо” – редкая по силе мужества исповедь молодого революционера и поэта, трезво оглядывающего пройденный путь. Вот фрагмент этого стихотворения:
Письмо
Ты помнишь ли
то море, и машины,
и трюмы,
что наполнил
липкий мрак?
И дикую тоску
по Филиппинам,
по звездам, что горят
над Фамагустой?
Ты помнишь, был ли хоть один моряк,
который бы не бросил взора
туда, где в голубых просторах
дыханье тропиков ты чувствовал?
Ты помнишь ли, как нас,
Мало-помалу,
обуревали смутные сомненья,
как постепенно
вера
исчезала
в добро, в людей,
в романтику,
в стремленья?
Ты помнишь? Жизнь
так быстро и так просто
поймала нас…
И, зубы сжав от боли,
опомнились мы.
Поздно!
Мы связаны, и мы в неволе.
Как у зверей, сидящих в тесной клетке,
глаза
Блестели жадно,
блестели,
умоляя о пощаде.
Как молоды, как молоды мы были!
(Перевод М. Павловой)
Талант Вапцарова по своей природе лирический, хотя в стихотворения он нередко вводит элемент повествования в виде маленького рассказа, сообщения или краткого воспоминания о каком-нибудь эпизоде или случае из жизни. Тональность вапцаровского лиризма отличается необычной для партийной поэзии тех лет широтой – от мужественно суровой, трибунно-публицистической до задушевно нежной. Вот характерные строки стихотворения „История”:
И так как жизнь нас не щадила
И тяжкой лапою костлявой
Не раз по ртам голодным била,
То и язык у нас шершавый.
Стихи, которые украдкой
Мы создаем в часы ночные,
Не дышат ароматом сладким, -
Они короткие и злые.
Совершенно иная тональность у стихотворения „Прощальное”, которое Вапцаров написал в 1942 году, в тюрьме, за три месяца до расстрела, и посвятил своей жене.
Прощальное
Моей жене
К тебе, как гость нежданный и далекий,
я иногда во сне являться буду.
Не оставляй меня ты на дороге -
дверей не запирай ни на минуту!
Войдя чуть слышно в темноту ночную,
взгляд устремлю, чтобы тебя увидеть,
присяду, кротко нежно поцелую
и, наглядевшись, незаметно выйду.
(Перевод Н. Глазкого)
В 1952 году Никола Вапцаров, единственный представитель Болгарии за всю историю существования страны, был удостоен премии Мира, посмертно. Его стихи переведены на более чем 50 языков мира.
Дополнительная информация
- Источник: Радио България