Образ Васила Левского не перестает удивлять и волновать нас
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Открытие, которое на днях сделал молодой сотрудник музея в городе Карлово, стало подлинной сенсацией, как для широкой общественности, так и для исследователей жизни и дела выдающегося революционера и борца за Освобождение Болгарии от османского ига – Апостола свободы Васила Левского. Во время краткой научной командировки в Государственный архив в Стамбуле Виктору Комбову посчастливилось найти неизвестную до сих пор болгарским исследователям фотографию Апостола. Предполагается, что именно она служила ориентировкой для розыска Васила Левского в Османской империи. Доказательством тому, по мнению специалистов, является факт, что на спинке фотографии на османском языке описаны внешние особенности болгарского революционера. Кроме того, что он родом из Карлово, там указаны и его отличительные черты – «рост средний, светло-каштановые усы, румяное лицо, а когда говорит, один из зубов слегка выдается вперед, губу немножко приподнимает, а глаза у него большие и пестрые». Вместе с фотографией, которая стала важнейшим открытием, сотрудник музея нашел и другие документы на османском (османско-турецком) языке. «Их пока не перевели до конца, но предстоит узнать и их содержание, потому что в них с точностью содержится больше информации об Апостоле и его революционной организации», – поясняет исследователь Виктор Комбов.
«Мы предполагаем, что именно эта фотография была оригиналом, по которому позднее сделан фрагмент, т. наз., портрет в эллипсе, или «портретик», как писал о нем сам Васил Левски», – отмечает Дора Чаушева, директор Национального музея Васила Левского в Карлове, поясняя:
«Она, вероятнее всего, сделана после Общего собрания, прошедшего в Бухаресте с 29 апреля по 5 мая 1872 года, но, по-видимому, до своей смерти Апостолу так и не удалось получить копию этих портретиков, которые он сам заказал. Каким путем эта фотография оказалась в руках у османских властей, мы можем только гадать. По-моему, этому способствовала их агентурная сеть в Валахии, учитывая, что фотоателье в те времена было не так уж много. В данном случае изображение с фотопортрета сочетается с этим первым словесным описанием внешности Левского, которое, к сожалению, прозвучало с уст даскала (таким называли в те времена учителя) Ивана Фурнаджиева, члена Тетевенского революционного комитета, во время его допроса, проведенного 26 октября 1872 года в Орхание (ныне город Ботевград – прим. перев.). После этого османские власти собрали достаточно информации для его розыска».
Это открытие подтверждает тезис исследователей о том, что существуют и другие документы, связанные с личностью и делом Васила Левского, которые до сих пор не были известны, как болгарской общественности, так и научным кругам. «Сегодня мы можем категорически заявить, что есть смысл продолжать работу над архивами, которые хранятся в Турции, да и не только. В Бухаресте и Белграде также есть еще много артефактов, не обнаруженных нами пока, которые раскроют новые подробности в исследованиях жизни Васила Левского», – подчеркнула Дора Чаушева.
Исключительная честность Левского, который чувствовал своих сподвижников равными и никоим образом не воспользовался своими правомочиями как предводителя революционной организации – эта другая яркая черта, которая отличает его, уверен Виктор Комбов. «Его идеи на самом деле чистые и святые (Левский ратовал «за чистую и святую республику» – прим. ред.). Он хотел, чтобы освобожденная Болгария стала «демократической республикой, в которой все народы жили бы по одному общему для всех закону в мире и взаимопонимании», – подчеркнул в заключение молодой исследователь жизни и дела Апостола свободы – Васила Левского.
Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/