Резьба по дереву несет частицу души автора

Резьба по дереву несет частицу души автора

Резьба по дереву несет частицу души автора

© Фото: www.tryavna-museum.com

Резьба по дереву – это не просто долбление долотом, а настоящее искусство, требующее изобразительных умений от мастера, вкладывающего душу в кусок дерева. Известный еще со времен древних славян, этот метод художественной обработки древесины – одно из самых древних ремесел в Болгарии, которая славится своими мастерами-резчиками по дереву. Миниатюры библейских сцен на иконостасах, алтарях, крестах и церковных дверях; изображения солнца, „греющего” с потолков домов эпохи болгарского Возрождения; флоральные и животные мотивы, вплетенные в перила и мебели – это только небольшая часть их изящных произведений. Расцвет резьбы по дереву, как прикладного искусства пришелся на годы Возрождения (ХVІІІ в.). Тогда в городах Дебыр, Банско, Трявна и Калофер обособились известные художественные школы резьбы по дереву.

Резьба по дереву несет частицу души автора

© Фото: www.arch-art-bg.com

„Эти школы довольно условные и, прежде всего, они ограничены, как географическое понятие, – рассказывает один из самых известных современных резчиков по дереву профессор Антон Дончев. – Школа обуславливалась фактом, что само искусство развивалось в рамках закрытого семейного круга. Инструменты и умения передавались от отца к сыну только в рамках семьи. Что касается стилистики, то она намного разнообразней, так как многие резчики путешествовали и работали в разных местах”.

Больше о школах резьбы по дереву, а также интересные факты мы узнаем и у руководителя специальности „Резьба по дереву” в Национальной академии художеств профессора Петыра Бонева: „О школах можно говорить в те времена, когда работало много резчиков по дереву. Немногие из них подписывали свои работы,

Резьба по дереву несет частицу души автора

© Фото: Мария Пеева

потому что это не имело значения, так как резьба была по Божьей воле, – объясняет профессор Бонев. – В основном, эта традиция развивалась, как церковная, так как быт обычных болгар не был таким, чтобы они могли позволить себе иметь украшенные потолки, шкафы, комоды или буфеты. Такие можно было увидеть, прежде всего, в домах зажиточных болгар. А церковь была тем местом, где развивалась пластическая культура. Если посмотреть в более общем плане, то традиция болгарской скульптуры кроется в иконостасе, так как резьба – это скульптура из дерева”.

Болгарский иконостас отличается от иконостасов в остальных православных церквях сильным присутствием орнаментов, а также исключительной многослойностью. Характерны работы резчиков из Дебырской художественной школы. Эти мастера были настолько известными, что в 40-е годы ХІХ века жители города Пазарджик взяли кредит в 70 тысяч грошей у Венского банка, чтобы пригласить дебрских резчиков по дереву изготовить иконостас церкви Святой Богородицы в городе. На работу ушло пять лет, а на иконостасе изображены не только растительные и животные орнаменты, но и человеческие фигуры.

Резьба по дереву несет частицу души автора

© Фото: www.pravoslavieto.com

Иконостас храма Успения Пресвятой Богородицы в Пазарджике. Автор - Макарие Негриев, 1840 г.


Произведения резчиков по дереву из Трявны привлекают туристов в этот красивый город в подножии гор Стара-Планина. Там находится и Музей резьбы по дереву, в котором посетители могут ознакомиться с самыми известными достижениями мастеров этого края. Музей находится в Даскаловом доме, который в 1804-1808 годах построили мастер Димитыр Ошанеца и его помощник Иван Бочуковеца. Завершив строительство, они побились об заклад, кто красивее украсит потолок. Работали они шесть месяцев, а выполненные ими солнца на потолках являются непревзойденными шедеврами искусства резьбы по дереву.

Резьба по дереву несет частицу души автора

© Фото: www.tryavna-museum.com

Потолок-солнце в Даскаловом доме в городе Трявна


После конца эпохи Возрождения резьба по дереву постепенно потеряла свои позиции среди новых архитектурных тенденций. Годами позже, во времена социализма, она пережила свой второй расцвет. В 60-е годы ХХ века началось строительство резиденций, посольств, ритуальных домов и других представительных общественных зданий. Государство заказывало крупные проекты известным мастерам-резчикам. И хотя некоторые из этих произведений имеют спорное художественное значение, в этот период резьба по дереву получила шанс новой жизни.

Резьба по дереву несет частицу души автора

© Фото: Мария Пеева

Антон Дончев – „Триумф”, Национальный дворец культуры, 1981-82 г.


Благодаря этим государственным заказам и многие молодые авторы показали свои умения. Один из проектов развивался в Национальном дворце культуры в Софии, где должны были быть созданы произведения для интерьера будущего фестивального и конферентного центра. Среди прекрасных настенных декоративных панно – произведение „Триумф” профессора Антона Дончева, изображающее идею о вечной борьбе между добром и злом.

Резьба по дереву несет частицу души автора

© Фото: Мария Пеева

Проф. Бонев вместе со своими студентами


В начале ХХІ века резьба по дереву – это не только красивое воспоминание об ушедших временах. В стране все еще существуют школы, в которых изучаются тонкости ремесла. А единственное высшее учебное заведение в Европе, где молодые творцы могут развить свои индивидуальные качества в традициях этого искусства, – это Национальная академия художеств в Софии. В ней уже 112 лет существует специальность „Резьба по дереву”.

„В нашем ателье все преподаватели имеют свой почерк и облик. Мы стремимся к тому, чтобы из академии выходили студенты, которые нашли свой собственный путь в искусстве, – обобщает профессор Бонев. – Потому что художник – тот, кто разный, а не тот, кто тот же. В наши дни уже нет семейных школ, и каждый резчик по дереву должен иметь индивидуальный почерк”.

Перевод Десиславы Ивановой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх