Живые традиции села Баничан

Живые традиции села Баничан

В небольшом селе Баничан в горах Пирин, Юго-Западная Болгария, и до наших дней живы многовековыe традиции, сохранившие информацию о быте, мировоззрении, верованиях и человеческих взаимоотношениях местных людей. Среди них и вязание пестрых шерстяных носков, такими, какими они были и много веков назад.

«Они – своеобразное письмо от наших предков, которые мы должны прочесть собственными глазами и принять своим сердцем с тем, чтобы сохранить и увековечить силу духа, нетленную родовую память и самобытность баничанской женщины, – отметила Румяна Джибова, секретарь Дома культуры в селе. – И по сей день люди верят, что если ты подаришь близкому человеку носки, то ты даришь ему благословение, теплоту, символ домашнего очага».

Живые традиции села Баничан

То, что отличает баничанские носки, это живописное сочетание красок и орнаментов. До наших дней сохранены все девять моделей, у каждого из которых свое собственное название, а каждый из использованных при вязании неповторимых символов цветов – белый, красный, зеленый, синий и желтый, обладает своей собственной силой предохранять от плохого. В вязаных носках села Баничан сохранились некоторые из древнейших болгарских мотивов, и такого богатства цветов и фигур нет нигде в другом месте в Болгарии.

Живые традиции села Баничан

В наши дни носки из села Баничан есть в более 25 странах на пяти континентах, а в 2018 году баничанские носки попали и в Британский королевский двор – в качестве свадебного подарка для принца Гарри и его возлюбленной Меган. Два месяца спустя мастерицы уникальных произведений получили благодарственное письмо от самой королевы Елизаветы Второй.

Живые традиции села Баничан

Село Баничан известно не только носками, но и своим аутентичным народным костюмом. Самый яркий его элемент – это передник, а 14 местных моделей хранятся в электронной библиотеке болгарской антарктической базы на острове Ливингстона.

«В них баничанская женщина вплела молитвы, чтобы обладательница передника была здоровой, благополучной и продолжила род, – поясняет Румяна Джибова. – Такую символику и мотивы можно увидеть только здесь – в селе Баничан. Пестрые и красивые передники носили не только ради красоты, но и для оберега, а цвета, символика и мотивы уникальны для нашего села. Они вышиты крестиком, потому что крестик – это вселенский символ защиты, а сами фигуры на наших фартуках – от самых простых геометрических элементов до сложнейших комбинаций, имеют оберегающий характер».

Живые традиции села Баничан

Румяна Джибова и Таня Качарова изготовили и вышитую карту села Баничан. На вышивку панно размером 70 х 100 см ушло шесть месяцев. На этой карте вышиты все мотивы, присутствующие на рубахе и национальном костюме баничанской женщины – более 23 символов и 23 вышивки-реликвии. Для 900 тысяч стежков потребовались 5 тысяч метров естественных хлопковых нитей, кстати, столько же, сколько и расстояние от села Баничан до муниципального центра – г. Гоце-Делчев.

Живые традиции села Баничан

«Смотря на эту карту, человек как бы переносится в иной, более красивый мир – в мир гармонии, доброты, взаимопонимания, возвышенности, – делится Румяна Джибова. – Можно сказать, что благодаря этой карте снова оживает наше прошлое, карта эта – как бы говорит, она может показать дух наших предков. На ней мы изобразили христианские храмы, каких в нашем селе больше всего на душу населения, два минеральных источника, две речки, белый и красный репчатый лук, которые мы традиционно выращиваем, и невероятное количество аистовых гнезд. Это – другие символы нашего села Баничан, которые нельзя увидеть нигде в другом месте».

Перевод Вили Балтаджияна

Фото: Facebook/Читалище Изгрев

Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх