Болгарка Венециела Найденова – музыкант и дирижер в Швейцарии
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Как вы считаете, какова связь между старинным швейцарским городком Нёвшатель, знаменитым болгарским композитором Добри Христовым и опереттой Кальмана “Сильва”? Те, кто не знаком с болгарским музыкантом Венециелой Найденовой, наверняка затрудняться ответить на этот вопрос.
Венециела Найденова принадлежит к тому поколению болгарских семей, которые после падения Берлинской стены и восстановленного права на свободное передвижение, разлетелись по всему миру. Ее первый супруг, архитектор, сегодня живет и работает в США. Венециела вышла замуж второй раз за швейцарца и устроила свою жизнь в этой стране, а ее родители остались в Болгарии, в городе Варна. Ее дети видятся со своими родственниками, кочуя по разным государствам и континентам.
Швейцария нравится Венециеле из-за ее порядка, ревностного отношения к прошлому и преемственности во всем. В качестве примера она приводит профессию своего супруга, который создает изящные гравюры на стали для часов, при этом использует методы гравировщиков прошлых веков. Эти ювелирные произведения хранятся преимущественно в частных коллекциях и музеях. С ощущением истории связан и хор, которым дирижирует Венециела Найденова помимо основной работы преподавателя музыки в Консерватории города Нёвшатель.
“Я дирижирую хором, который был создан в 1856 году. Его участники меняются, но продолжают нести дух создавшей его музыкальной ассоциации и это мне очень нравится, ‒ рассказывает Венециела. – Это смешанный хор, который называется “Авенир” (будущее). В репертуаре хора произведения, исполняемые акапельно, охватывающие период от ренессанса по наши дни, а также оперная музыка. Хористам нравится ставить и спектакли. Но делаем мы это редко, поскольку представить на сцене музыкальное произведение – дорогое удовольствие. В наших акапельных программах всегда есть несколько произведений болгарской православной музыки. Однако поддерживать целую программу, у меня нет возможности. Несколько лет тому назад мы подготовили такую программу и записали ее на компакт-диск. Это был очень успешный проект, но в данный момент мы исполняем не более 4-5 произведений – образцов православной музыки. Я очень люблю болгарского композитора Добри Христова. Родом я из Варны и по стечению обстоятельств родилась в его доме, не имея никакой родственной связи. Всегда, когда предоставляется возможность, я исполняю произведения Добри Христова. Считаю нормальным желание каждого поделиться своей культурой. Православные песнопения нравятся на Западе из-за их бесспорной красоты, а быть может и благодаря их мистичности”.
К важной годовщине хора „Авенир”, г-жа Найденова удивила швейцарскую публику популярной в Болгарии постановкой „Сильвы” Имре Кальмана, которая, как оказалось, почти неизвестна в Швейцарии: „Надо было сделать что-нибудь праздничное, веселое, искрометное и подходящее для широкой публики, ‒ вспоминает Венециела. – Странно, но факт, что это жизнерадостное произведение не ставилось в Швейцарии, быть может, по той причине, что предпочтение отдается французским заглавиям. К моему большому удивлению „Сильва” была неизвестна местной публике. Я привлекла молодых исполнителей, оканчивающих консерваторию, которые исполнили сольные роли и таким образом сделали свои первые шаги в оперетте”.
Работа подобных полупрофессиональных формирований, в которых трудится большинство музыкантов Швейцарии, является серьезным испытанием. „Музыкант должен быть постоянно в суперформе для того, чтобы концерты подготавливались при минимуме репетиций. И быть дирижером в данном случае тоже нелегко. Успех любого начинания зависит от бюджета, а как легче всего сократить бюджет? Естественно, просто взять и свести до минимума число репетиций. Давать ораториальный или симфонический концерт после двух репетиций – очень трудно. Люди приходят готовые, максимально сосредотачиваются для получения хороших результатов. Но это большой стресс”.
В 2011 году город Нёвшатель отметит свое 1000-летие. Г-жа Найденова уже обдумала все, что связано с участием ее хора в программе чествований. Вместе с тем, испытывает угрызения из-за того, что вся эта организационная и творческая деятельность не дает ей спокойно сосредоточиться над диссертацией о музыкальном театре ХХ века. В последнее время Венециела использует каждый свободный миг, чтобы вернуться на родину и повидаться со своими пожилыми родителями. Так она поддерживает контакты и с местными музыкантами. А иногда выступает и на болгарской сцене. „В этом году я приезжала в Болгарию на фестивали „Варненское лето” и „Софийские музыкальные недели”, на которых аккомпанировала Грациеле Вылчевой-Фиеро. С ней мы подготовили несколько совместных программ. Одну из них – „Испанский час” – представили и на обоих фестивалях. Это был очень сильный эмоциональный момент для нас, так как возвращение на сцену после стольких лет – действительно очень волнительно”.
Перевод Снежаны Никифоровой
Венециела Найденова принадлежит к тому поколению болгарских семей, которые после падения Берлинской стены и восстановленного права на свободное передвижение, разлетелись по всему миру. Ее первый супруг, архитектор, сегодня живет и работает в США. Венециела вышла замуж второй раз за швейцарца и устроила свою жизнь в этой стране, а ее родители остались в Болгарии, в городе Варна. Ее дети видятся со своими родственниками, кочуя по разным государствам и континентам.
Швейцария нравится Венециеле из-за ее порядка, ревностного отношения к прошлому и преемственности во всем. В качестве примера она приводит профессию своего супруга, который создает изящные гравюры на стали для часов, при этом использует методы гравировщиков прошлых веков. Эти ювелирные произведения хранятся преимущественно в частных коллекциях и музеях. С ощущением истории связан и хор, которым дирижирует Венециела Найденова помимо основной работы преподавателя музыки в Консерватории города Нёвшатель.
“Я дирижирую хором, который был создан в 1856 году. Его участники меняются, но продолжают нести дух создавшей его музыкальной ассоциации и это мне очень нравится, ‒ рассказывает Венециела. – Это смешанный хор, который называется “Авенир” (будущее). В репертуаре хора произведения, исполняемые акапельно, охватывающие период от ренессанса по наши дни, а также оперная музыка. Хористам нравится ставить и спектакли. Но делаем мы это редко, поскольку представить на сцене музыкальное произведение – дорогое удовольствие. В наших акапельных программах всегда есть несколько произведений болгарской православной музыки. Однако поддерживать целую программу, у меня нет возможности. Несколько лет тому назад мы подготовили такую программу и записали ее на компакт-диск. Это был очень успешный проект, но в данный момент мы исполняем не более 4-5 произведений – образцов православной музыки. Я очень люблю болгарского композитора Добри Христова. Родом я из Варны и по стечению обстоятельств родилась в его доме, не имея никакой родственной связи. Всегда, когда предоставляется возможность, я исполняю произведения Добри Христова. Считаю нормальным желание каждого поделиться своей культурой. Православные песнопения нравятся на Западе из-за их бесспорной красоты, а быть может и благодаря их мистичности”.
К важной годовщине хора „Авенир”, г-жа Найденова удивила швейцарскую публику популярной в Болгарии постановкой „Сильвы” Имре Кальмана, которая, как оказалось, почти неизвестна в Швейцарии: „Надо было сделать что-нибудь праздничное, веселое, искрометное и подходящее для широкой публики, ‒ вспоминает Венециела. – Странно, но факт, что это жизнерадостное произведение не ставилось в Швейцарии, быть может, по той причине, что предпочтение отдается французским заглавиям. К моему большому удивлению „Сильва” была неизвестна местной публике. Я привлекла молодых исполнителей, оканчивающих консерваторию, которые исполнили сольные роли и таким образом сделали свои первые шаги в оперетте”.
Работа подобных полупрофессиональных формирований, в которых трудится большинство музыкантов Швейцарии, является серьезным испытанием. „Музыкант должен быть постоянно в суперформе для того, чтобы концерты подготавливались при минимуме репетиций. И быть дирижером в данном случае тоже нелегко. Успех любого начинания зависит от бюджета, а как легче всего сократить бюджет? Естественно, просто взять и свести до минимума число репетиций. Давать ораториальный или симфонический концерт после двух репетиций – очень трудно. Люди приходят готовые, максимально сосредотачиваются для получения хороших результатов. Но это большой стресс”.
В 2011 году город Нёвшатель отметит свое 1000-летие. Г-жа Найденова уже обдумала все, что связано с участием ее хора в программе чествований. Вместе с тем, испытывает угрызения из-за того, что вся эта организационная и творческая деятельность не дает ей спокойно сосредоточиться над диссертацией о музыкальном театре ХХ века. В последнее время Венециела использует каждый свободный миг, чтобы вернуться на родину и повидаться со своими пожилыми родителями. Так она поддерживает контакты и с местными музыкантами. А иногда выступает и на болгарской сцене. „В этом году я приезжала в Болгарию на фестивали „Варненское лето” и „Софийские музыкальные недели”, на которых аккомпанировала Грациеле Вылчевой-Фиеро. С ней мы подготовили несколько совместных программ. Одну из них – „Испанский час” – представили и на обоих фестивалях. Это был очень сильный эмоциональный момент для нас, так как возвращение на сцену после стольких лет – действительно очень волнительно”.
Перевод Снежаны Никифоровой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България