Детские радиопередачи – оригинальная продукция с 90-летней традицией
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Немало страниц богатой истории самого старого электронного СМИ в Болгарии хранят сведения о трансляциях, вначале полностью в прямом эфире, специализированных передач, ориентированных на детскую аудиторию. Их начало было поставлено даже до официального создания Болгарского радио Царским указом от 25 января 1935 г.
Первые детские передачи начали звучать еще в начале 1931 г., а с 1934 г. начал свое регулярное вещание «Детский радиочас». В Золотом фонде БНР хранится любопытный разговор с музыкальным историком Антоанетой Радославовой-Дойчевой о первых шагах и вызовах, стоящих перед создателями специализированной радиопередачи.
«Еще в начале 30-х годов минувшего века народная певица Гюрга Пинджурова была одной из первых, вставших перед микрофоном, диктовавших тексты детям, публиковавших их в специальном журнале, – рассказывает Антоанета Радославова-Дойчева. – До 1935 года детский час не имел определенный структуры. Людей, занимающихся радио в то время, было мало. Они не были профессионалами и у них не было видения детских шоу. Вероятно, они придавали большее значение концертирующим артистам, общественно-политическим событиям и большим праздникам в Софии и в стране».
После 1935 года к Гюрге Пинджуровой присоединились еще два народных певца – Иванка Митева и Петр Райков. Добавление новых голосов – лишь одна из идей модернизации тогдашнего варианта детских передач. По идее директора Болгарского радио Сирака Скитника и композитора Димитра Ненова, они начали транслироваться по воскресеньям, а необходимые для передачи песни исполнялись детьми.
Вскоре после этого было поставлено начало детских радиогрупп. Создателем первой из них (для детей до 12 лет) была педагог Сия Янакиева, а ее музыкальным руководителем – композитор Йосиф Цанков. Вторую группу (старше 12 лет) возглавил Парашкев Хаджиев. Между двумя композиторами почти сразу началось соревнование.
«Акцентом в музыкальной программе были болгарские детские песни, написанные болгарскими композиторами, а также некоторые их произведения для детей, – продолжает свой рассказ Антоанета Дойчева. – Хотя Йосиф Цанков больше работал в шлягерном жанре, его любовь к детям привела к написанию детской оперетты «Буратино». Вероятно потому, что «конкуренция», как называли группу вокруг Парашкева Хаджиева, также начала создавать и транслировать подобные оперетты или просто пьесы в сочетании с музыкой».
В те довоенные годы и позже письма стали излюбленной формой общения слушателей с Болгарским радио. Наиболее активно писали именно дети. К сожалению, большая часть их писем была уничтожена во время бомбардировок Софии в 1944 году. Одна из бомб попала в здание радио, причинив огромный ущерб.
Хотя и трудные, сопровождавшиеся рядом изменений, годы с 1944 по 1952 были чрезвычайно плодотворным для детской редакции Болгарского национального радио. Этому способствовала и ее руководитель в то время – любимая детская поэтесса Леда Милева, с творчеством которой выросли поколения болгар.
Одним из знаковых голосов, придавших детским передачам ту необходимую дозу магии, заставляющую их детский гомон утихать, стал голос актрисы Мары Чапановой. Личности, с которыми встретила ее работа на радио и их советы оставили неизгладимый след в ее сознании. Часть из них она продолжила применять и позже, будучи актрисой Молодежного театра в Софии.
«Процесс подготовки очень интересный, потому что все делается вживую, – рассказывает актриса в сохранившихся архивных записях БНР. – Мы собираемся с подготовленными текстами, и каждый подчеркивает карандашом то, что ему нужно прочитать. Затем мы начинаем репетировать – интонация, ударения, орфоэпия, степень силы голоса, наряду со многими песнями. Леда Милева и композитор Боян Икономов и многие другие артисты, музыканты и интеллектуалы были среди людей, которые там работали. Композиторы Александр Райчев и Петр Ступел также были среди приглашенных на радио, которые начали писать песенки. Мне посчастливилось быть среди их первых исполнителей, потому что у меня был очень красивый, тонкий голос. На протяжении многих лет через этот «Детский радиочас» прошло множество детей. Почти все они впоследствии стали людьми искусства».
Уроков, извлеченных по ходу работы, за стенами студии, очень много, но один из них связан с имитацией разнообразных голосов.
«Самым важным, чему нас научило чтение по радио, является то, что мы начали индивидуализировать персонажей исключительно с помощью голоса. Это обязательно для радио, потому что главный инструмент там – это голос. Это очень помогло мне в театре, потому что там нужноперевоплощаться из одного образа в другой. А на Радио приходится прочитать в одном месте, в одном и том же тексте, в течение короткого времени, реплики нескольких персонажей».
С момента своего создания 90 лет назад и по сей день детские передачи предоставляют своим верным слушателям совершенно оригинальную и интригующе представленную продукцию, не имеющую аналога в стране.
Перевод Марии Атанасовой
Фото: БНР - архив, theater.bg и БГНЕС
Источник: http://bnr.bg/