Хранителем традиций 2019 года назван колоритный мастер старинных мужских костюмов Иван Горбач
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
2019 год оказался специальным для пловдивского ремесленника Ивана Тонева, более известного как Горбач. За свою самоотверженную работу по возрождению и сохранению старинного ремесла изготовления аутентичных народных костюмов и галунов Иван Горбач заслужил награду «Хранитель традиций» в категории «Ремесла», учрежденную Ассоциацией развития искусств и ремесел «АРИЗ-7». Каждый, кто хочет иметь мужской народный костюм по своему вкусу и точному размеру, добро пожаловать в мастерскую Ивана Горбача. Шитье народных костюмов долгие годы было для дипломированного финансиста Ивана Тонева всего лишь хобби. Два года назад, однако, он успешно сдал экзамен на мастера по изготовлению галунов и, в частности, по их применению при изготовлении мужских народных костюмов. Это поощрило его заменить кантору страхового общества, где он работал до тех пор, на мастерскую ремесленника. Теперь он утверждает, что нисколько не сожалеет о своем выборе.
«Ремесло мастера старинных народных костюмов, которое я, на самом деле, практикую, почему-то не фигурирует в классификаторе ремесел, а ближе всего к нему было изготовление галунов. Этим ремеслом я занялся лет шесть назад, когда вместе с единомышленниками и друзьями мы решили создать объединение «Гайдуки». Само название организации предполагает, что мы воссоздаем эпоху, когда Болгарию находилась под турецким игом и, более конкретно, период середины XVIII - начала XIX вв. К сожалению, современные болгары недостаточно хорошо информированы о значимости гайдуцкого движения. Создавая наше объединение, мы стали набирать аутентичную одежду, оружие, но оказалось, что наличная одежда не очень отвечала нашим требованиям. Все, что удалось нам найти, с одной стороны, было слишком бедно на орнаменты, а с другой – небольшого размера. Вот как я взялся самим изготовлять аутентичную верхнюю мужскую одежду по старинным технологиям. Абсолютно вся работа по ее изготовлению осуществляется вручную, как это было 200 лет назад. Я сам подбираю модели, разъезжаю по музеям, фотографирую старинные наряды, изучил технологию производства галунов. Одежду я шью из аутентичного материала – грубой шерсти, а галуны покупаю из этнографического музея под открытым небом «Этыра», где их изготовляют на аутентичных прядильных машинах для шерстяного шнура. В те времена, портные шили, в основном, верхнюю мужскую одежду, женскую – намного реже. Кроме того, галуны не так уж характерны для женских нарядов. В самом начале, функция галунов в одежде была более чем практичной – прикрывать места зашивания отдельных ее частей. Постепенно, однако, наши предки стали проявлять свое чутье к отдельным деталям, к красоте. Вот как, стараясь прикрыть дефект, они добивались эффекта». В былые времена ремесло портного, было приоритетно мужским, потому что естество работы предполагало большее применение грубой физической силы. «Процесс изготовления старинной мужской одежды продолжается месяц и больше, – утверждает мастер. − При женской одежде больше внимания уделяется вышивкам, тогда как галуны почти отсутствуют. В настоящее время никто не изготовляет старинные мужские костюмы, потому я направился к ним. К сожалению, нет живых мастеров, у которых я мог бы черпать опыт и знание. В процессе исследования данного костюма, я обнаруживаю для себя подробности, которые были известны древним мастерам. В своей мастерской я даже повесил объявление о вакансии моего помощника, но до сих пор никто не проявлял серьезный интерес. Иногда приходят кандидаты, но ознакомившись с делом, скоро заявляют, что работа слишком тяжелая и требует большого терпения, а работа над деталями слишком нудная.
Действительно, изготовление одного мужского костюма, состоящего из штанов, шерстяного жилета и куртки, требует немало времени. Тем не менее, я до сих пор, изготовляю все вручную и в этом отношении не допускал никаких компромиссов. Я предпочитаю сохранить это ремесло в его старинном, аутентичном виде. Лично мне моя работа приносит огромное удовольствие. Больше всего меня радует, когда клиент приходит, чтобы забрать свой костюм, и вижу блеск в его глазах, одевая его для пробы. Этот момент ни с чем не сравнить. В последнее время я вижу, как возвращение к традициям набирает все большую популярность, а традиция означает передавать опыт и знания из поколения поколению. Надеюсь, что и мне удастся найти себе последователей, так чтобы мое ремесло сохранилось живым в Болгарии».
Перевод Вили Балтаджияна
Фото: личный архивИсточник: http://bnr.bg/