Мастерицы вкладывают в чипровские ковры сердце и душу
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!

В красивом, насыщенном историей городке Чипровци, что находится в подножии западной части гор Стара-Планина, традиция ручного ткачества ковров с характерными узорами все еще жива. Тайны и тонкости старинного ремесла передаются из поколения в поколение. И по сей день создавая ковры, удивляющие цветовой гармонией и богатыми орнаментами, талантливые чипровские мастерицы вкладывают в них свои песни, мечты и надежды, традиции и верования. Корни чипровской школы ковроткачества уходят в далекий ХVІІ век. В те времена женщины в своей работе применяли пряжу, окрашенную естественными красителями, ‒ желтую, охровую, коричневую, синюю и зеленую, а основным элементом орнаментики был треугольник, насыщенный богатой символикой.

Маказ
„Фигура „маказ”, например, представляет собой два треугольника, повернутые вершинами друг против друга, наподобие песочных часов, ‒ объясняет Светлана Илиева, потомственная ковроткачиха, у которой есть в Софии собственное ателье. – Эта фигура символизирует мужское и женское начало. Теперь, на более позднем этапе производства, когда к нашей работе подсоединяются дизайнеры, художники, символика уже не имеет такое значение. Бòльшую роль имеет гармония цветов и форм. Другая фигура раннего периода – это „канатица”, которая также представляет собой сочетание нескольких треугольников. Считается, что она имеет магическую силу, приносит благополучие и удачу, защищает семейный очаг. На более позднем этапе развития чипровской традиции ковроткачества появляются фигуры типа дерева, а также „каракачка”. В буквальном переводе „каракачка” означает черноглазая невеста. Эта фигура также является сочетанием треугольников, но о ней предполагается, что ее символика связана еще с древнеболгарскими верованиями. У дерева также своя символика. Корни, ствол и крона символизируют, соответственно, подземное царство, человеческий и божественный мир”.© Фото: предоставлено Светланой Илиевой
Сегодня женщины, продолжающие ткать чипровские ковры, преимущественно пожилые. Дело в том, что большинство молодых покидают город Чипровци, отправляются на заработки в большие города. „Кроме того, ручное ткачество ковров – дело трудоемкое, на него уходит много времени, а этот труд не оплачивается так хорошо, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни молодому человеку”, ‒ объясняет Светлана.

Кроме символики, вкладываемой в орнаменты, сам ткацкий процесс также связан с разными ритуалами и верованиями, которые женщины из города Чипровци строго соблюдают до сих пор.

Выросшая под “музыку” ткацкого станка и аромата свежекрашеной шерсти, Светлана продолжила семейную традицию. “Я окончила Технический университет по специальности инженер электронной техники, но никогда не работала по этой профессии. Когда что-то тебя влечет, то трудно отказаться от него. Может быть, я неслучайно родилась в Чипровци и выросла в доме потомственных мастериц-ковроткачих.
© Фото: radiovidin.bnr.bg
У меня есть ателье, которое полно разных видов шерсти, пахнущих как когда-то в моем детстве. Когда я захожу в это ателье, я изолируюсь от внешнего мира, и с головой ухожу в другие измерения. Цвета и фигуры овладевают мною, новые модели сами появляются перед глазами. На данный момент в Чипровци все работают на дому. Давно уже нет былых производственных кооперативов с просторными залами и огромными станками, куда было приятно войти и увидеть женщин, выстроившихся перед огромными коврами. Сейчас я работаю с несколькими ткачихами в городе по моим моделям”.
Красота и гармония чипровских ковров и сегодня остаются частью современного домашнего убранства. “Я не имею представления, как люди, которым ничего не известно о Болгарии, находят нас в Интернете и заказывают чипровские ковры. У нас есть клиенты из России, США, Франции и Англии”.
Перевод Миглены Ивановой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България