Национальная идентичность и независимость в глобально развивающемся мире
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Традиционно в сентябре вся Болгария отмечает важные события, которые поставили начало современной истории государства, а именно – Соединение (6 сентября 1885 г.) и Независимость (22 сентября 1908 г.). После русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в результате которой Болгария освободилась от турецкого владычества, страна вновь была разделена на две части – Княжество Болгария и Восточная Румелия, причем обе части имели различную степень зависимости от Османской империи.
Этот двусмысленный статус не удовлетворял болгарский народ, который провел пять веков без своего государства в рамках турецкого владычества. Освобожденные болгары жаждали объединения и истинной государственной независимости. Так, сначала болгары отвоевали воссоединение Княжества Болгарии с Восточной Румелией в 1885 г., а потом – признание независимости объединенного болгарского царства в 1908 года. Это были два решающих шага на пути к установлению национальной идентичности и независимости.
© Фото: БГНЕС
Как же оценивают современные болгары эти выстраданные ценности в контексте глобально развивающегося мира? Ответ на этот вопрос помогла нам найти социолог Мира Радева. По ее мнению, во всеобщем процессе глобализации, отстаивание этих ценностей принимает еще большее значение.
“Параллельно с глобализацией протекает очень серьезный процесс осмысления национальной и этнической идентичности во всем мире, – подчеркнула Мира Радева. – Неслучайно, один из важнейших столпов европейской политики объединения связан с утверждением местной идентичности и культурных различий. К культурным различиям уже относятся по-новому ‒ они рассматриваются не как противопоставление или столкновение интересов, а как различие, основанное на толерантности, на возможности принять того, кто чем-то отличается от тебя”.
Болгары все еще не прошли весь путь этого осмысления национальной идентичности как толерантности ко всему отличающемуся от них. И одна из причин этого, по мнению аналитика, заключается в слегка недооцениваемом национальном самосознании.
“Я считаю, что толерантность – это вопрос внутреннего чувства каждого человека и каждого культурного сообщества, – дополнила Мира Радева. – Тогда, когда сможешь с открытыми объятиями принять различие, это будет значить, что ты достаточно свободен от собственных страхов и напряжения. На практике, сильная групповая идентичность, связанная с отторжением различий, является культурой самосохранения, культурой страха, что ты можешь быть вытеснен или уничтожен отличным от тебя. В Болгарии, к сожалению, эта культура открытости и толерантности, основанная на высокой самооценке культурной идентичности, все еще не выстроена в достаточной степени. Когда мы отрицаем право другого человека на существование, в сущности, мы выражаем страх, чувствуя угрозу своему собственному существованию. Тут я вижу еще один непреодоленный национальный комплекс неполноценности. Мы сами считаем себя маленькими и беззащитными, и поэтому иногда испытываем страх к отличным от нас”.
Продиктованную страхом и неважным чувством собственного самосознания нетолерантность Мира Радева видит в отношении некоторых болгар к цыганской и турецкой общине в стране. Нетолерантность, впрочем, является взаимной и действует в обоих направлениях.
По словам Миры Радевой, недостаточно высокое национальное самосознание, как часть болгарской национальной идентичности, является причиной неблагополучия в новейшей истории страны.
“Не секрет, что болгарское экономическое, политическое и социальное развитие в последние 20 лет было замедленным по причине собственных комплексов неполноценности. Мы считали себя “задворками” Европы и не верили, что она когда-либо посмотрит на нас как на равных. Мы спотыкались о страх, что не будем приняты нашими западными партнерами в качестве равноправных. Сейчас, на втором этапе, когда мы начинаем осознавать, что европейцы относятся к нам вполне нормально, мы наконец-то можем посмотреть на себя новыми глазами и более сбалансированно оценить собственную культурную идентичность. Когда я говорю «сбалансированно», я имею в виду меньше комплексов с обеих сторон, – ни преувеличивая значение национальных достижений, ни недооценивая их. Потому как до недавнего времени мы разрывались между убеждением, что мы ни на что не годны, и компенсаторным желанием представлять себя самыми великими, черпая славу из далекой истории. Усилившийся в последнее время культурный обмен, и факт, что все большее число людей путешествуют за пределами страны, видят разные страны и могут сравнивать различные культурные контексты, помогает нам достичь некого более уравновешенного самосознания как нации”.
Спустя век после возвращения национальной независимости, болгары все еще не прошли весь путь к осознанию национальной идентичности, основанной на сбалансированном самосознании, что болгарский народ является полноправным участником в создании глобального мира сегодняшнего дня.
Перевод Александры Арбековой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България