Почему 2012 г. оказался самым кровавым в истории журналистики

Почему 2012 г. оказался самым кровавым в истории журналистики

Прошедший год останется самым смертоносным в истории журналистики. Число убитых журналистов в мире увеличилось на 33% и составило 88 человек. Предыдущий рекорд был поставлен в 2007 г. Согласно данным организации “Репортеры без границ”, было арестовано 879 журналистов, а с 1993 г. они получали угрозы или на них оказывали физическое насилие. 38 служащих СМИ было похищено, а 73 покинули пределы своей родины принудительно. Убийства 2012 года произошли во время войн, терактов с взрывными устройствами, из-за группировок или исламских бунтовщиков, а также по заказу коррумпированных правительственных чиновников. По мнению организации “Репортеры без границ”, причинами беспрецедентного числа убитых в 2012 г. журналистов стали война в Сирии, хаос в Сомали и талибаны в Пакистане. Черный список пяти самых смертоносных стран в мире ведет к Сирии. Там побывала и болгарская журналистка Елена Йончева.

16 дней под дождем из пуль, на грани выживания, Елена ночевала в общежитии “Аль-Каиды”, чтобы снять документальный фильм о самой неспокойной точке Сирии – о бунтовщиках в Алепо. Это происходит в конце 2012 г. Напомним, что она – единственный европейский журналист, который смог в целости и сохранности достичь логова сомалийских пиратов. Статистика показывает, что это – одна из профессий, связанных с наибольшим риском. “Ты практикуешь профессию репортера, журналиста, но никто не дает тебе гарантии о безопасности, уюта и комфорта, – рассказывает Елена Йончева. – Многие спрашивают меня, кто дает тебе гарантии, когда ты отправляешься в точку X? Но таких гарантий нет. Там, где есть риск, значит, нет достаточно информации, а также что читатель или зритель не ознакомлен с событиями”.

Почему журналисты рискуют жизнью, отправляясь в горячие точки мира? Профессиональный вызов, гражданская позиция, авантюристический дух или что-то другое... “Во мне часто рождается журналистский гнев, когда я вижу, что какая-то тема представляется исключительно элементарно, что ею манипулируется или не существует достаточного объема информации, – ответила Елена Йончева. – А на основе этого, люди формируют мнение по данному вопросу. Журналистский бунт внутри меня заставляет меня понять, ознакомиться, увидеть все нюансы данного события. Думаю, что это является ведущей силой для нас, репортеров”. Самые опасные ситуации, в которые когда-либо попадала Елена, случились именно в Сирии в 2012 г.

“У нас была встреча с исламской джихадской группировкой, являющейся подразделением “Аль-Каиды”. В декабре 2012 г. США включили ее в черный список террористических организаций. Одним словом, это “Аль-Каида” в Сирии, – рассказала о рисках профессии Елена. – Мы несколько раз пытались их сфотографировать – явно или тайно, но в ответ получили конкретные угрозы. Последний раз они показались в объективе нашей камеры, когда мы снимали другое событие. Они пришли в ярость. В этот момент они направили на нас свои оружия и сказали, что застрелят. Один из них стоял с пулеметом, направленным прямо на меня. Он фиксировал на мне взгляд и кричал: “Я убью вас, я вас расстреляю!”. Я подняла руки, чтобы показать, в сущности, что мы – журналисты, и что у нас нет оружия. Все обошлось тем, что мы стерли кадры, на которых они присутствовали. Это было ситуацией, в которой в один момент ты говоришь себе, если все обойдется, не знаю, продолжу ли я заниматься журналистикой. Но это эмоции, которые быстро проходят. Наверно, они естественны для любого человека”.

Почему 2012 г. стал самым кровавым для журналистики? Стали ли горячие точки опаснее, или же изменилось восприятие профессии журналиста?

“Мне кажется, что с последней войны в Ираке в 2003 г. к журналистам относятся как к представителям политики данного государства. Или соответственно политики данной медиа, которая занимает очень категорическую позицию по одному или другому вопросу, – объяснила Елена Йончева. – С тех пор как стала практиковаться т.н. Embedded журналистика, – это журналисты, которые фактически исполняют роль пиаров данной структуры, дела изменились. Журналисты уже воспринимаются как один из основных инструментов в ведении войны или данного конфликта, – они могут манипулировать, помогать или мешать определенным силам. Эти журналисты все реже воспринимаются как независимый инструмент, как люди, которые могут выражать личную позицию, которые достаточно беспристрастны, независимо от тенденции, которая существует в данном СМИ. И поэтому отношение к ним становится все более агрессивным. До сего момента, я не давала себе отчета, но определенно существует такая тенденция. Один человек из “Аль-Каиды”, когда мы пытались их заснять, подошел ко мне и тихо сказал, что если я еще раз приближусь к нему, он меня лично застрелит. Камера была выключена в тот момент, и он сказал: “Все вы из ЦРУ, все работаете на иностранную разведку, и я не верю ни одному журналисту”. Такая позиция существует на многих местах. Нас воспринимают как инструменты для реализации данной политики. Это становится опасным, тогда куда же катится журналистика?”.

Один из самых известных репортеров мира – Роберт Капа, заявил, что если фотография не получилась, значит, вы были недостаточно близки со своим героем, в недостаточной близости к данному событию. “Это в полной мере касается сегодняшних журналистов, – дополнила Елена Йончева. – Если ты не находишься на месте события, то ты не можешь увидеть нюансов того, что происходит, ты не можешь сопереживать людям, у тебя не может быть достаточно объективной позиции, взгляда, анализа того, что происходит”.

Перевод Александры Арбековой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх