Режиссер Костадин Бонев о христианском искусстве, Трявне и Пасхе со времен его детства
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Незнакомые или слабо исследованные страницы прошлого, судьбы, помеченные колесом времени или чувством миссии и достоинства раскрывают нам фильмы Костадин Бонев.
Он – среди режиссеров, создающих запоминающиеся произведения как в области документального, так и художественного кино. Независимо от того, идет речь об одиноких стариках в удаленном селе, о спасении тысячей еврейских детей, проезжающих через Болгарию по пути в Палестину в годы Второй мировой войны, или об антивоенных посланиях выдающегося болгарского писателя Иордана Йовкова. Бонев удостоен рядом национальных и международных отличий. Среди них – Гран-при “Кентавр” за документальный фильм с фестиваля в Санкт Петербурге, европейский приз имени Вилли Брандта, специальный приз жюри из Мюнхена, специальное отличие киноконцерна “Мосфильм”. И еще, “Золотой Ритон” с одноименного фестиваля болгарского документального и мультипликационного кино, “Золотой ларец” с Международного телевизионного форума, который проводится в южно-болгарском городе Пловдив. Костадин Бонев трижды получал награду за лучшую режиссуру Союза болгарских деятелей кино.
Богородица с Младенцем – Тревненская школа, ХІХ век
Несколько его кинолент вдохновлены церковным искусством. И это не случайно – его детство связано с городом Трявна, прославившимся своими иконописцами и резчиками в эпоху болгарского Возрождения. Образы и сюжеты произведений мастеров в этой области залегли в основу двух документальных фильмов: “Дух храма” и “Магия болгарского иконостаса”.“Я родился в городе Трявна, вырос среди его церквей и икон, – рассказал режиссер. – Когда-то церковный двор был местом, где резвились дети. Меня крестили, когда мне было 10 дней, я был знаком с отцом, который крестил меня. Конечно, этот тип искусства установился в моем сознании незаметно и естественно. Но, так или иначе, европейское искусство в целом определяется христианскими ценностями, потому что это ценности, которые оно хочет развивать. Таковы темы и нашего творчества. Впрочем, дуализм света и тьмы, добра и зла, рождения и смерти, – все это в основе мирового искусства. Независимо от того, смотрим мы европейский, японский или иранский фильм, эти темы заложены в нем”.
Один из фильмов Костадина Бонева – “Служба”, посвящен Петру Диневу, выдающемуся болгарскому музыковеду и композитору церковной музыки. “Когда продюсер Любомир Халачев ознакомил меня с тематикой, мне надо признаться, что я знал совсем мало о Диневе. Для нас было очень важно ознакомиться с его личной жизнью, понять, что он собой представлял как человек. Мы нашли его дневник, в который он записывал даже самые незначительные события своей повседневной жизни. Один из его крупных вкладов состоит в возобновлении чего-то, что было забыто в нашей музыкальной культуре”. Речь идет о том, что после турецкого нашествия в Болгарию в конце ХІV века церковные книги в большей своей части были перенесены в Россию. Таким образом, сохранились средневековые болгарские песнопения, которые в российской музыкальной культуре называют “Болгарский распев”.
Город Трявна вечером
“Этот распев был написан специфическими старинными знаками, т.наз. невмы, – отметил Костадин Бонев. – И Петру Диневу удалось совершить колоссальный труд, переводя огромную часть обнаруженных церковных песнопений с древних невмов на современное нотное письмо. Кроме того, он был блестящим композитором, который, как каждый полностью посвятивший себя творчеству человек, жил исключительно скромно. Я не знаю, прославился ли бы он, если выдающийся болгарский бас Борис Христов не спел его произведение “Разбойника благоразумнаго”. Таким образом, мир узнал о существовании этого автора, который в этом стиле музыки находится в одном ряду с Чайковским. Я говорю это вполне серьезно, музыковеды убеждены, что это так. Парадоксально, что его огромное творчество и по сей день не известно в полной степени. У него есть один масштабный цикл “На реках вавилонских”, который не был исполнен и по сей день. Все еще дожидается своего звездного мгновенья”.
Пасхальный вечер в детских воспоминаниях Константина Бонева связан с отцом Христо, который крестил его. Интересно то, что и по сей день режиссер предпочитает на Пасху быть в родном городе. Как же выглядит Трявна сегодня?
“Трявна похожа на небольшой среднеевропейский город. Люди, которые заботятся о нем, явно, хорошо делают свое дело. Трава скошена с такой заботой, все равно, что это австрийский поселок. Все дома в центре покрашены заново. Трявна подключилась к программе развития небольших европейских городов, пользующихся только природными продуктами. Дополнив к этому, что в городе есть музеи, картинные галереи, небольшие мастерские, в которых пишут иконы или исполняют резьбу по дереву, становится понятно, почему атмосфера там – невероятная”.
Перевод Миглены Ивановой
Фото предоставлены Костадином Боневым
Дополнительная информация
- Источник: Радио България