Мастерицы брюссельского кружева собираются в Перуштице

Мастерицы брюссельского кружева собираются в Перуштице

Еще в начале прошлого века простые болгарские женщины из города Калофер создавали кружева изящнее брюссельских. Они не учились в академиях искусств, не бывали в Европе, не следили за модными тенденциями. Но они обладали самым главным – жаждой знаний и творческой душой, новаторским духом и необъятным полетом фантазии.

В эти дни возрожденческий город Перуштица переносит своих жителей и гостей в прошлое, во времена, когда болгарские кружевницы совершенствовали искусство кружевоплетения, покорившее своей ажурной  красотой Европу. С 8 по 14 сентября в так называемой Дановой школе все желающие смогут обучиться плетению разных видов кружев – брюссельского, фриволите, ажур, кене.

Елисавета Караминкова – так звали болгарку, которая первой стала обучать тайнам плетения брюссельского кружева жительниц Калофера в начале ХХ века. И это занятие очень быстро стало популярным. Однако дело не закончилось только простой имитацией – из европейских моделей болгарские мастерицы сотворили более ста новых. Так брюссельское кружево было переименовано в калоферское.

 

В первой и единственной в Болгарии Школе кружевоплетения „Трудолюбие“ в городе Калофер, открытой в 1910 году, курс  обучения прошли около 1 800 женщин и девушек. Фото: uspelite.bg
В первой и единственной в Болгарии Школе кружевоплетения „Трудолюбие“ в городе Калофер, открытой в 1910 году, курс обучения прошли около 1 800 женщин и девушек. Фото: uspelite.bg


«Стоит отметить, что мастерицам из Калофера очень быстро удалось открыть школу, в которой преподавались азы кружевоплетения. Менее чем за полвека, калоферские кружевницы также создали собственную школу и даже получили золотую медаль на всемирной выставке, причем в стране, считающейся родиной кружева», – рассказала Эмма Жунич, преподаватель курсов кружевоплетения в Перуштице. 

 

А что чисто болгарского внесли в это мастерство жительницы Калофера?

«Брюссельские кружева очень тонкие, почти как марля, поэтому они не очень прочные и их нельзя часто стирать и крахмалить, – объясняет Эмма Жунич. – Болгарки же ввели свое нововведение – они стянули полотно и кружева стали держаться прочнее. Другое новшество в том, что болгарские модели пестрят разными листочками в форме подсолнухов, цветов, животных, птиц, колосков. Любопытен и тот факт, что даже в наши дни эти листочки с трудом даются мастерицам на родине брюссельского кружева – в городе Брюгге».


По словам Эммы Жунич, калоферское кружево одно из самых дорогих, но не в Болгарии, а в других странах. «К сожалению, у нас все не как у людей. У тех, у кого есть деньги, нет вкуса и они, скорее, купят какую-нибудь безделушку. Те же, кто понимает и ценит искусство, не имеет денег, и забота о насущном берет перевес», – пояснила Эмма. В своей повседневной жизни она работает в институте Болгарской академии наук – занимается исследованием музыкального театра. Однако своей миссией считает возрождение мастерства наших предков. Эмма с горечью рассказала, что  в то время как на родине брюссельского кружева преемственность между поколениями жива, в Болгарии все меньше девушек приобретают умения своих бабушек.


«В Брюгге, на праздники, фламандки садятся у своих домов в народных костюмах и плетут. Туристы снимают их, подают монеты, покупают кружева у них, а не в магазинчике за углом. Но еще радостнее то, что рядом с женщинами сидят дети, которые тоже мастерски орудуют спицами. А в Болгарии мы говорим: плетение это удел бабушек. Молодые люди просто  не знают, какое это удовольствие придумать и сделать что-нибудь своими руками. Это несравнимо ни с каким, даже самым лучшим образцом, который можно купить во фламандском магазинчике. Вот этого, к сожалению, лишено  уже несколько поколений болгар».

Автор Диана Цанкова

Перевод Снежаны Никифоровой

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх