Болгарский след в стенописях монастыря Хора в Стамбуле

Болгарский след в стенописях монастыря Хора в Стамбуле

Монастырь Хора* в Стамбуле, известный своими неповторимыми стенописями, вероятно, постигнет участь эмблематического храма Константинополя – Святой Софии. Весть о его превращении в мечеть, согласно указу президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана от 21 августа сего года, снова потрясло международное культурное сообщество.

„Подобный шаг – это не только потеря для христианского мира, но и удар по всемирному культурному наследию”, – комментировал в интервью БГНЕС проф. Емануел Мутафов из Болгарской академии наук. В середине августа, в связи с большим христианским праздником Успения Богородицы, вышло из печати научное исследование профессора, посвященное поклонению Божией Матери в храмовом искусстве в Константинополе.

Болгарский след в стенописях монастыря Хора в Стамбуле

Моя книга, по стечению обстоятельств, – последняя научная публикация, написанная об этой церкви, когда она все еще была музеем, – отмечает проф. Мутафов и дополняет: – Меня не радует этот факт. Как заявил вселенский патриарх Варфоломей I, решение о превращении церкви в мечеть вызвала и физическую боль у христиан. У меня ситуация дублировалась, так как я – один из исследователей, хотя и скромный, этой церкви”.

В своей монографии автор выступает с гипотезой, что в часовне церкви Хора были похоронены потомки Палеологов (правящих Византией с 1261 по 1453 гг.) и Асеневцев (правящих Вторым болгарским царством между 1187 и 1280 гг.).

„Прослеживая за всей историей и, в основном, за источниками, связанными с Хора, как тексты и эпитафии, я пришел к заключению, что в аркосолии похоронена царица Ирина Палеолог. Она была византийской принцессой – сестрой императора Андроника II Палеолога и супругой болгарского царя Ивана Асеня III. В других двух аркосолиях похоронены два из ее сыновей. Неоспорим факт, что в изображениях в Хоре присутствуют монограммы Асеневцев”.

Болгарский след в стенописях монастыря Хора в Стамбуле

Иван Асень III и Ирина Палеолог дали начало одному из самых могущих византийских родов, который сыграл важную роль не только на Балканах, но и в Западной Европе и России. От него произошли последние владетели Византийской империи, как и царь Иван Грозный. Первый русский царь был внуком Софьи Фоминичной Палеолог, племянницы последнего византийского императора, правнучки Ивана АсеняIII, одной из ярких фигур Российской империи.

Сейчас, однако, вся эта история будет стерта при превращении Хора в исламский духовный символ, опасаются историки. Этим актом будет прекращен доступ к одному из самых значимых памятников византийского искусства эпохи Палеологов с мировым значением.

Болгарский след в стенописях монастыря Хора в Стамбуле

„Так как эти действия являются политическими, они должны вызвать политический ответ. Он должен быть быстрым и категоричным, не только на уровне государств, но и на уровне Европейского союза, – считает проф. Мутафов. – В отношении превращения Святой Софии из музея в мечеть реакция была очень мягкой и очень неуверенной. Сейчас мы вырываем целую главу из учебника византийского искусства на многие поколения вперед, потому что Хора – это жемчужина. Никто не отрицает период, в который эти памятники функционировали как мечети. Он достаточно продолжительный, и никто из интеллигентных людей не хочет, чтобы и Святая София, и Хора имели статус церквей. Мы хотим, чтобы они остались нейтральными пространствами или музеями”.

Проф. Мутафчиев категоричен, что происходящее в последние годы в Турции – это ее превращение из светского государства в лидера ислама. А при осуществлении этого плана, вероятнее всего, и другие византийские церкви постигнет та же участь.

Болгарский след в стенописях монастыря Хора в Стамбуле

*Монастырь Хора – один из самых значимых исследованных византийских памятников в современной науке. Своей архитектурой, изящными мозаиками и стенописями он является неповторимым образцом византийского искусства эпохи Палеологов, достойный места в сокровищнице всемирного культурного наследия. В 1453 г. христианский храм стал первым, над которым османские турки надругались при своем вторжении в Константинополь: чтобы забрать серебряный оклад, они раздробили чудотворную икону святой Богородицы, защитницы столицы Византии. Позднее, около 1511 г., церковь была превращена в мечеть (Кахрие-Джами), а с 1945 года действовала, как музей. Еще не уточнено, когда, после президентского указа от 21 августа 2020 г., она будет превращена в мусульманский молитвенный дом.  

Перевод Десиславы Семковской 

Фото: БГНЕС
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх