Тайные послания болгарских пряжек для пояса
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Один из самых красивых элементов национального костюма болгарки − это, несомненно, пряжки для пояса. Изящные, искусно изготовленные из разных металлов, украшенные причудливыми фигурами и узорами, пряжки для пояса считались символом женственности. Первоначально, однако, они были атрибутом мужского костюма.
Пряжки – это знак социального статуса и определяют переход девушки в новую социальную группу – замужних женщин. Их дарила семья парня в момент помолвки, но, в отличие от украшений для груди и головы, браслетов и перстней, которые тоже являлись частью даров будущей невесте, пряжки были обязательным элементом, который она носила впоследствии, показывая, что уже замужем. Поэтому незамужние девушки не имели право носить пряжки.
Как и все украшения, пряжки для пояса имели магическое значение для болгарки. Неслучайно они были металлическими, а мастера предпочитали работать с серебром, потому что оно белое и, как зеркало, отталкивало сглаз и возвращало его обратно. Разнообразной была и их форма – круглые и прямоугольные знакомы еще со Средневековья, а листовидные, с закругленными или изогнутыми вверх краями были привнесены с Востока. В отличие от народного костюма, украшения не имели узкого обособления по регионам.
«Если можно говорить о специфике, то это македонские пряжки – исключительно массивные и тяжелые. Это объясняется фактом, что костюм македонки объемный, с богатой вышивкой, и большие пряжки заметные на костюме. Пряжки, кроме чисто апотропейной (защитной), имели и декоративную функцию, потому что женщина всегда несла в себе капельку красоты и суеты», − отмечает г-жа Георгиева.
Впечатляет и разнообразие мотивов и сюжетов, изображенных на пряжках.
«Проживая в Османской империи, болгары восприняли часть элементов костюма и украшений, − подчеркивает Грозделина Георгиева. – Поэтому на пряжках можно увидеть, как разрешенные османской иконографией растительные орнаменты – цветы, листья, гроздья, фрукты, узоры, так и типично болгарские животные мотивы – павлинов, голубей, змей, геометрические элементы. Во второй половине 18 века можно заметить даже элементы стиля барокко, который проник через восточные рынки».
Очень интересно появление перламутровых пластин на пряжках с изображением святых и христианских праздников.
Их приносили из Святых мест паломники, и их часто дарили священникам, которые носили пряжки под рясами. «Поэтому большие болгарские монастыри, как Рильский и Бачковский, могут похвастаться исключительно разнообразными коллекциями пряжек. Одним из любимых мотивов на перламутре был двухголовый орел, символ Цареградского патриархата. Это показывает, что изготовляемые в монашеских мастерских при монастырях пряжки были под эгидой церкви, − говорит г-жа Георгиева и отмечает еще один интересный факт:
По пряжкам можно было узнать, болгарского или мусульманского происхождения была женщина, потому что в Коране запрещены животные изображения. Женщины болгарского вероисповедания носили пряжки с птицами и животными. Но при исследовании болгарско-магометанских районов видно, что и там заказывали пряжки с символами, запрещенными Кораном. Это подсказывает, что женщины там не восприняли полностью мусульманскую религию».
«Может быть, самая большая тайна – это вера, что украшение защитит. Болгары верили, что человеческое тело разделено на верхнюю и нижнюю часть, а самой уязвимой является середина, где находится пояс. Женщина должна была хранить свои собственные украшения, так как считалось, что если они попадут в плохие руки, то ими можно сильно навредить. Может быть, необходимо сохранить эту веру, что украшение неизменно связано с человеком и имеет силу предохранить его от всего плохого».
Фото: личный архив, РЭМ Пловдива, Ани Петрова и архивИсточник: http://bnr.bg/