Толерантны ли болгары? (16 ноября – Международный день толерантности)

Толерантны ли болгары? (16 ноября – Международный день толерантности)
“Парадокс нашего времени состоит в том, что мы имеем высокие здания, но низкий уровень терпимости друг к другу, широкие автомагистрали, но узкие взгляды”. Эти слова принадлежат всемирно известному американскому комику и писателю Джорджу Карлину. Причина вспомнить о них ‒ это сегодняшний день, 16 ноября, который объявлен Международным днем толерантности.

Это слово в наши дни используется широко, но, кажется, что оно все больше нуждается в дополнительном разъяснении с тем, чтобы каждый из нас сумел построить свой мост к разноликому окружающему нас миру. К сожалению, нетерпимость к различиям и по сей день порождает конфликты и кровопролитные войны, сеет ненависть и хаос. А ведь именно толерантность лежит в основе интеллигентных и мирных человеческих взаимоотношений. Она также представляет собой ценность и основополагающий принцип Европейского сообщества, частью которого все мы являемся. И так, толерантны ли болгары? С этим вопросом сотрудник Радио Болгария Диана Христакиева обратилась к социальному антропологу Харалану Александрову: “Да, болгары в принципе толерантны, но, как и любая другая нация, так и наша имеет свою границу толерантности, которая находится в прямой зависимости от социально-экономического положения государства, – заявил Харалан Александров. ‒ В период постоянных перемен, затруднений и кризиса тревожность людей нарастает, а в результате понижается их толерантность. Политика государства в отношении некоторых социально уязвимых групп, как цыгане, например, воспринимается, как обделение всех остальных и в таких случаях толерантность нередко заменяет агрессия. А в спокойных, нормальных условиях болгары в целом люди добронамеренные и толерантные. Мы, как нация, в принципе, скорее всего, любознательны и добронамеренные к различиям, нежели клеймящие и отвергающие их. Толерантность нарастает параллельно с осознанием, характерным для представителей цивилизованных обществ, что каждый из нас в данный момент своей жизни становится представителем какого-нибудь меньшинства и отличается чем-нибудь от большинства людей. В этом смысле Болгария является хорошим примером мирного сосуществования представителей разных этносов и религий. Так, например, в самом центре болгарской столицы всего лишь всего лишь в нескольких переулках одна от другой находятся христианская церковь, мусульманская мечеть и еврейская синагога... Все это, однако, не означает, что в случае значительной перемены, например, большой волны эмигрантов в нашу страну, как это произошло, скажем, в Испании, мы не станем беспокоиться о своей работе, о спокойствии своей семьи. Все это нормально приведет к понижению нашей толерантности...”

Одним из ярчайших примеров толерантности в истории Болгарии является спасение около 50 тысяч болгарских евреев в годы Второй мировой войны. Тогда наша страна была союзником Германии, но, благодаря усилиям Болгарской православной церкви, политиков, общественных и культурных деятелей, а также солидарности обыкновенных болгар, отправка евреев в фашистские лагеря смерти была пресечена. По традиции 16 ноября по всей Болгарии организуется ряд мероприятий, провоцирующих болгарское общество проявить больше внимания к теме толерантности. В этом году в их число входит национальная молодежная кампания, организованная Болгарским фондом женщин под лозунгом: “Толерантность, равные условия и равные возможности”. Возможно ли воспитать людей в духе толерантности или это лишь инцидентные кампании? Ответ на этот вопрос дает опять Харалан Александров.

© Фото: БГНЕС


“Кампании, конечно, полезны, по крайней мере, тем, что сфокусируют внимание общества на данной проблеме. Необходимо, однако, постоянно воспитывать наших детей в духе толерантности. Это один из приоритетов, как для семьи, так и для школы. Я также хочу подчеркнуть, что толерантность не обязательно имеет положительный знак. Примером тому является многолетнее поощрение в Болгарии принципа воспитания детей, лишенных родительской заботы, в специализированных государственных детдомовских институтах. К счастью, в нашем обществе уже идет позитивный процесс обеспечения альтернативных способов заботы об этих детях, как например, приемные семьи, детские дома семейного типа и др. В качестве социального антрополога мне хотелось бы пожелать себе, чтобы мы, болгары, приучились к осознанной, избирательной, а не к навязываемой толерантности – к толерантности, основанной на общечеловеческих, гуманных, цивилизованных ценностях”.

Перевод Вили Балтаджияна

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх