После нормализации политических отношений с Македонией последовало потепление и церковных

После нормализации политических отношений с Македонией последовало потепление и церковных

В ответ на прошение Македонской православной церкви о восстановлении общения с Болгарской православной церковью, которое стало бы основой для евхаристического единения и с остальными поместными православными церквями, Святейший синод в Софии принял обязательство оказать полное содействие установлению канонического статуса Македонской православной церкви. Была создана синодальная комиссия для соответствующих переговоров с македонской и остальными поместными православными церквями, а это подсказывает, что решение о содействии – однократный акт, являющийся только началом продолжительного и сложного процесса.

Македонская православная церковь выразила благодарность за поддержку, а премьер-министр страны Зоран Заев – ожидание, что другие православные церкви последуют примеру болгарской. В обеих странах архиереи и общественные деятели горячо приветствовали это событие, а некоторые назвали позицию Болгарской православной церкви смелым поступком, исправляющим исторические несправедливости. И пока синод в Софии заседал по этому вопросу, положительное решение ожидалось перед Синодальной палатой многолюдным молчаливым бдением.

Позиция Болгарской православной церкви для некоторых – смелая, но для других она осторожная и дипломатическая. На данный момент Охридская архиепископия, как называется церковь на территории Македонии, находится в положении схизмы, которую наложила на нее Сербская церковь еще в 60-ые годы прошлого века. В начале этого века фактически существовало две Охридские архиепископии: одна – это официальная македонская церковь, но она не признана остальными поместными церквями в мире, а другой руководят просербски настроенные духовные лица, она признана Сербской церковью автономной, но не и автокефальной.

По мнению некоторых богословов, признанием такой неканонической церкви, какой является македонская, Болгарская православная церковь сама попадет в раскол. С другой стороны, схизму может отменить только церковь, которая ее наложила. В случае раскол наложен сербской церковью, а это предполагает, что болгарская не может первой признать македонскою автокефальной.

В этом сложном контексте канонических норм позиция БПЦ, в сущности, является единственной разумной. Святейший синод в Софии не признал самопровозглашенную автокефальной Македонскую православную церковь, так как автокефальность возможна, только если она будет признана всеми остальными 14 православными церквями. Болгарская православная церковь, в сущности, обещала только содействовать этому общему признанию. И сделала это не только из-за благорасположения к Македонской православной церкви, но и исходя из собственного горького опыта, когда она сама была в схизме до 1945 года, наложенной Константинопольской патриархией в 1872 году, за то, что самопровозгласила себя автокефальной (независимой), а не автономной, какой она была в силу султанского указа.

Новейшие события в отношениях между православными церквями Болгарии и Македонии в большой степени положительные и в более широком контексте. С одной стороны, они совпадают с процессом осязаемой нормализации политических отношений двух стран, а с другой – с тенденцией нахождения выхода из спора между Скопье и Афинами о наименовании Македонии. В тот же день, когда БПЦ решила содействовать урегулированию статуса МПЦ, одно из македонских СМИ сообщило, что правительство в Скопье склонило принять компромиссное название Республика Новая Македония или Северная Македония. Официального подтверждения новости все еще нет, но по нескольким направлениям ощущается прогресс в выходе Македонии из состояния международной изоляции – не только политической, но и церковной.

Перевод Десиславы Семковской

Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх