В течение всей своей многовековой истории Этропольский монастырь Святой Троицы, называемый еще «Варовитец», хранит светлые страницы, написанные искусными каллиграфами и художниками. Сотни лет тому назад здесь развивалась и процветала одна из самых продуктивных на болгарских землях книжных школ. Укрывшись в глубине Этропольской части Балканских гор, обитель и по сей день является притягательным центром для прихожан. «Во времена Средневековья и раннего Возрождения болгарские монастыри исполняли культурно-просветительскую функцию. Они были крепостью болгарского духа и книжных школ», – объяснил доцент Церковно-исторического и архивного института Христо Темелски.
«Преобладает мнение, что Этропольский монастырь был основан в 1158 году. Согласно сведениям Иеромонаха Хрисанта, во время строительства церкви в 1858 году были обнаружены две плиты, свидетельствующие о том, что монастырь был создан 700 лет назад. Книжная школа здесь возникла в конце ХVІ века и переживала бурный расцвет в первой половине ХVІІ века. В этот период времени близлежащий город Этрополе был крупным горняцким поселком, поэтому население смогло
выделить средства на строительство монастыря. В школе работали книжники, переписчики, каллиграфы, иллюстраторы, переплетчики. Самый известный из них – Данаил Этропольский, до нас дошли 13 датированных им рукописей и более 20 недатированных, считающихся его делом. От другого переписчика – иеромонаха Рафаила, сохранились 4-5 датированных рукописей. Переплет книг – это тоже художественная деятельность. Их изготавливали из деревянных досок, обтягивали кожей с рельефным украшением» (слева)
. «Этропольская книжная
школа выработала свой почерк, в котором преобладали образы креста, змеи, птицы, часто встречаются человеческие лица и головы с уложенными наверх волосами» (внизу)
- говорит наш собеседник. Что касается текстов, переписываемых в скриптории, то, как объяснил доц. Темелски,
«это были в основном богослужебные книги, необходимые церкви. Многие из них потеряны, уничтожены». И все же, 80 рукописей сохранены. Среди них
ценная рукопись Граматика Иоанна с серебряным окладом, датированная 1658 годом (слева)
. Интересен и написанный им т.н. стихотворный пролог 1636 года о возвращении мощей святого Иоанна Рильского из Тырново в Рильский монастырь в 1469 году.
О судьбе монастыря во времена османского владычества доц. Темелски рассказал следующее: «Старый средневековый монастырь 1158 года во время захвата Болгарии турецкими ордами был разрушен. Но уже в следующем веке, похоже, был вновь отстроен с помощью населения. В целом монастырь сохранился и несколько раз восстанавливался, благодаря местным богатым влиятельным лицам».
Церковь, которую мы видим сегодня, была построена в 1858 году. Как в условиях османского ига был воздвигнут столь большой храм?
«После заключения в 1829 году Адрианопольского мирного договора началась эра Танзимата, т.е. в Османской империи стали проводиться реформы. Тогда было издано два серьезных указа, одним из которых был Гюльханейский хатт-и шериф, предоставляющий дополнительные права христианскому населению, в частности, было дано право обновлять церкви и монастыри. Так, в 1858 году, Этропольский монастырь был отремонтирован. Игумен Эмил нашел султанский фирман 1858 года, которым этропольскому населению разрешалось возобновить монастырь».
Доц. Темелски рассказал и о церковной утвари, дошедшей до наших дней: «От старой церкви, которая как предполагается, была построена в 1158 году, сохранились два напрестольных серебряных креста с ктиторскими надписями. Первый был сделан в 1492 году мастером Иваном Яновым из Врацы и подарен монастырю священником Стояном из села Хырлец. Второй был изготовлен в конце ХVІ века мастером Мавродием Драголиновым из села Камено-поле.
Здесь можно увидеть и серебряный мощевик (сверху), созданный мастером Бойчо из Этрополе летом 1753 года с надписью: «Кивот содержит мощи святых бессребреников Козьмы и Дамяна». Сохранился и серебряный потир, изготовленный неизвестным мастером в 1786 году. Другая старинная достопримечательность – двери алтаря иконостаса с ажурной резьбой по дереву и иконой Старозаветной троицы 1538 года (слева). Мастер-иконописец оставил свою подпись – Недялко из Ловеча. Все это хранится в Центральном историко-археологическом музее в Софии. У церкви 1858 года не было стенописей. В 2007 году монастырь полностью отреставрировали. Храм был расписан по проекту доцента Велико-Тырновского университета Сашо Рангелова».
Перевод Снежаны Никифоровой
Фото: Светлана Димитрова и etropolskimanastir.etropolebg.com
Источник: http://bnr.bg/